Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Александр Ханаев, протоиерей. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ УЧЕНИЯ О СВЯЩЕННОМ ПРЕДАНИИ У СВЯТИТЕЛЯ ИРИНЕЯ ЛИОНСКОГО И ТЕРТУЛЛИАНА

 

Протоиерей Александр Ханаев
 
Сравнительный анализ учения о Священном Предании у свт. Иринея Лионского и Тертуллиана
 
 
 
«Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланиями нашими»
(2 Фес.2:15)

Без Св. Предания нельзя убедиться в подлинности и не поврежденности Св. Писания. Если мы (или кто бы то ни было) верим в неповрежденную сохранность Св. Писанию, то соответственно должны не сомневаться в истинности Св. Предания. Помимо этого, Св. Предание сохраняет слова Христа и Его Апостолов, которые записали позднее мужи апостольские и святые отцы. На протяжении веков, Церковь бережно хранит Св. Предание и Св. Писание, т.к. верит, что вдохновителем того и другого является Святой Дух.
В 393 г. на иппонийском соборе был утвержден канон, составленный св. отцами и учителями Церкви. В этот канон вошло Предание Св. Апостолов. Определение собора было подтверждено 33 правилом Карфагенского Собора 397 года и на 7 вселенском Соборе 691 года. Св. Предание заключается в древних символах, в древних литургиях (Апостола Марка, Апостола Фаддея), в писаниях св. отцов и учителей Церкви, церковной богослужебной практике, в правилах Апостолов, в правилах семи Вселенских и девяти Поместных Соборов, которые будучи выражением голоса всей Церкви, являются источником православной веры и христианского благочестия.[1]
Ниже мы вкратце рассмотрим взгляд на Св. Предание св. Иринея Лионского и Тертуллиана.
В своей 3-й книге против ересей св. Ириней в частности обличает еретиков в том, что они не следуют Св. Преданию, которое «происходить от апостолов и сохраняется в церквах чрез преемства пресвитеров…».[2] Далее он говорит, что апостолы получили свои знания непосредственно от Христа и передали их поставленным епископам «которые ничего не учили и не знали такого, что эти (еретики) бредят».[3]
Св. Ириней приводит восстановленную цепь апостольского преемства от епископа Лина, которого поставили апостолы, до епископа Элевфера (который был на то время епископом), на основании этого он (св. Ириней) делает вывод, что «это служит самым полным доказательством, что одна и та же животворная Вера сохранялась в церкви от апостолов доныне и предана в истинном виде».[4] 
Далее он продолжает, что даже варвары, у которых нет Св. Писания, но которые уверовали во Христа через проповедь, отреклись бы от лжеучения, т.к. строго хранят Св. Предание.
Квинт Септимий Флоренс Тертуллиан, один из наиболее выдающихся раннехристианских писателей, в своем труде «О прескрипции [против] еретиков» опираясь на слова Св. Писания, что «Отца никто не знает, кроме Сына и того, кому Сын открыл» (Мф. 11,27) приходит к следующему выводу: «Сын, как представляется, не открыл никому, кроме апостолов, и послал их на проповедь того именно, что Он им открыл».[5] А то, что они проповедовали сохранилось в учении церквей, которые они основали. Т.е., все учение Церкви «нужно считать истинным; в нем, без сомнения, содержится то, что церкви получили от апостолов, апостолы ― от Христа, а Христос ― от Бога».[6] Таким образом все это учение есть предание апостольское.
В другом месте Тертуллиан рассуждает в одной струе со св. Иринеем. Он говорит, что даже если еретики хотели бы выдать свое учение за учение апостольского предания, то они не смогли бы привести «череду своих епископов, идущую от начала через преемство, и так, чтобы первый имел наставником и предшественником своим кого-либо из апостолов, либо мужей апостольских (но такого, который пребывал с апостолами постоянно)».[7] Причем, перенятое учении от апостолов никем из мужей апостольских или из епископов не искажалось (в отличает от еретиков), что говорит о сохранности апостольского предания.
Таким образом, мы видим, что несмотря на то, что Тертуллиан в итоге ушел из христианской Церкви к сектантам-монтанистам, в своем раннем творчестве он внес серьезный вклад в раннехристианское богословие. Подтверждением этого является то, что в частности его учение о Св. Предании никоим образом не противоречит учению Церкви. Это подтверждается соответствием его взгляда со взглядом ведущего богослова второго века св. Иринея Лионского.
 
 
Основные темы произведений свщмч. Киприана Карфагенского «О падших» и «О единстве Церкви» - общее и особенное
Святитель Киприан Карфагенский (ок. 202—258) — латинский богослов, создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Не смотря на то, что святитель жил в латинской Африке — римской провинции и писал на латинском языке, он имел огромный авторитет на христианском Востоке. «Его  богословское учение, - говорит патролог В. Лурье,- не было специфически-западным, оно было положено в основу екклисиологических учений IV и последующих веков как на Западе, так и на Востоке».[8] От св. Киприана оставось 66 посланий разной величины и 12 трактатов.
Два произведения св. Киприана: «О падших» и «О единстве Церкви», которые мы рассмотрим чуть подробнее, посвящены проблемам отступничества и раскола.
В сочинении «О падших» святитель «скорбит и плачет» о тех христианах, которые отреклись от Христа во время очередного гонения при императоре Деки (249-251). Особую скорбь вызывает у святителя та легкость, с какой многие члены Карфагенской отказалась от Христа. «Многие побеждены прежде сражения, - сетует св. Киприан, - низвержены без боя и даже не оставили для себя видимого предлога, будто они приносили жертву идолам по принуждению. Охотно бегут на торжище, добровольно поспешают к смерти, — как будто они рады представившемуся случаю, которого всегда ждали с нетерпением!»[9]   Св. Киприан свидетельствует, что некоторые христиане «из усердия» приводили с собой детей и даже приносили младенцев. Были и такие, которые лично не участвовали в принесении жертв, но подкупали чиновников и получали от них свидетельства (libellis) в совершении обряда жертвоприношения. Эти люди, видимо, не считали себя запятнанными в грехе, а потому не желали в нем каяться. Св. Киприан строго осуждает такой подход.
Для духовно слабых христиан св. Киприан предлагает скрываться во время гонений в безопасных местах. «И потому кто, пребывая во Христе, отступает на время, тот не отрекается от веры…»[10]- убежден святитель.
Причина массового отступления христиан от веры – привязанность к земным богатствам. «Многих, - говорит святитель, - обманула слепая любовь к наследственному их достоянию: не были готовы и не могли отступить те, которых, подобно путам, связывали их богатства»[11].
Св. Киприан против слишком мягкого отношения к падшим. Он считает, что грех отступничества не может быть отпущен на земле, только Бог может простить грешника, если он осознает глубину своего падения. «Сколь много мы согрешили, столь тяжко должны и плакать. Глубокую рану надобно врачевать прилежно и долго. Покаяние не должно быть менее преступления»[12] - вот каков подход святителя.
В сочинении «О единстве Церкви» св. Киприан раскрывает учение о принципиальном единстве Церкви, доказывая это учение многочисленными цитатами из Св. Писания. Чтобы показать единство Вселенской Церкви при существовании отдельных поместных церквей, св. Киприан использует аналогии солнца и луча, потока и ручья, дерева и ветвей. Кто не придерживается единства Церкви, тот выступает против Церкви. «Всякий, отделяющийся от Церкви, -говорит св. Киприан, - …делается чуждым обетовании Церкви; (…) лишает себя наград, предопределенных Христом.».[13] 
Все ереси и расколы – изобретение дьявола. «Он изобрел ереси и расколы, чтобы ниспровергнуть веру, извратить истину, расторгнуть единство». А кроме того «ереси происходили и происходят часто оттого, что строптивый ум не имеет в себе мира и посевающее раздор вероломство не держится единства»[14] - утверждает святитель. Даже мученичество не может загладить грех раскола. «Неизгладимая и тяжкая вина раздора не очищается даже страданием. Не может быть мучеником, кто не находится в Церкви».[15] 
 Для св. Киприана невозможно спасение вне Церкви невозможно. «Находящийся вне Церкви мог бы спастись только в том случае, если бы спасся кто-либо из находившихся вне ковчега Ноева». [16]                  
Кратко рассмотрев два сочинения св. Киприана Карфагенского, мы можем сделать вывод о его глубокой вере в то, что только во Христе как главе Церкви, возможно истинное спасение человека; только в нем человек получает полноту всех благ и только одно страшно – отречься от Христа, разорвать связь с Его Церковью, и тем самым, лишиться всякой надежды на спасение.     

Учение о семенах Слова по «Строматам» Климента Александрийского (по Кн. 1.,гл. 1 – 13, 19 – 20).

Климент Александрийский – замечательнейший церковный писатель конца IIначала III века, выдающийся представитель Александрийской школы богословия, учитель знаменитого Оригена. «Собственно значение Климента, - говорит К. Е. Скурат, - заключается в том, что он первый предпринял решительные шаги к научной постановке богословия и сделал это во всеоружии эллинского образования».[17] Самым большим по объему сочинением Климента является труд под названием «Строматы», что значит «ковры», — так назывались собрания отдельных мыслей, не приведенные автором в цельную систему.
В данной работе мы рассмотрим учение Климента о семенах Слова.
Прежде всего, Климент говорит смысле и сущности философского знания, доказывает ее полезность для христиан. Он говорит: «Виновником всяких благ является Бог, но одних, например, Ветхого и Нового заветов – непосредственно, других же, например, философии, – опосредованно. (…) Философия для эллинов – это то же что закон для иудеев, а именно: наставник, ведущий их к Христу. Итак, философия является пропедевтическим учением, пролагающим и выравнивающим путь к Христу, который приводит ученика к совершенству».[18] Именно благодаря философии язычники «ограждаются ею как неким прочным оплотом, открывая в ней своего рода союзника, помогающего утвердиться в вере».[19]
Поскольку Климент считает, что «всякое знание и умение происходит от Бога» то какая-то доля истины есть и в учении греческих философов. Он говорит: «в учениях различных философских школ (разумеется, за исключением совершенно безумных, которые, подобно древним вакханкам, разорвавшим человека на части, упразднили порядок и разум природы и от Христа совершенно отреклись), даже если они и не вполне согласуются между собой, можно обнаружить некое сходство в главном и согласное с истиной».[20] «Точно так же и философия,- говорит Климент, - варварская и эллинская, содержит части вечной истины, полученные однако не из мифов, но благодаря богословию вечного Логоса».[21]
 
Тематика духа и плоти у свт. Мефодия Патарского
 «Св. Мефодий отличается блистательным и ясным красноречием, склонностью к диалектическому исследованию предмета, любовию к логическому построению мыслей — аристотелевскою. Пышность греческого языка истощена в «Пире».

                                                                             Филарет (Черниговский)

Знакомясь с трудами свт. Мефодия Патарского, в особенности с трактатом «Пир десяти дев, или о девстве» становится, очевидно, что свт. Мефодий мастерски владеющий логикой, образованный человек. Ор опровергает доктрину Оригена о предсуществваний души и его спиритуалистическую концепцию о воскресении тела и об феозисе, обожении. Из «Пира», мы знакомимся с учением свт. Мефодия о девстве, об обожении, о Церкви. Так же здесь, мы увидим практические наставления по толкованию Писания, учение о характере окончательного царствования Христа, о Воплощении и Искуплении, о молитве и искушении. Из этого следует, трактат «Пир десяти дев или о девстве» стал сводом христианской доктрины и настольной книгой против заблуждений гностицизма и энкратизма, а также, что весьма интересно увлечений астрологией. Рассматриваемый труд свт. Мефодия Патарского, является своего рода суммой теологий, «в которую вошли все главные вопросы послеапологитической доникейской эпохи[22]».
Само трактат написан в форме диалога. Св. Мефодий раскрывает тему обожения, используя положительный толкования Оригеном «Песни Песней», а также его образы брака Церкви со Христом и брака души со своим женихом, активно используемые далее в богословии. 




[1] См. О Священном Предании [электронный ресурс] // URL.:
[2] Св. Ириней Лионский. Творения. М., 1996. С. 230.
[3] Там же. С. 235.
[4] Там же. С. 246.
[5]Тертуллиан. Избранные сочинения. М., 1994. С. 47.
[6] Там же. С.
[7] Там же. С. 56.
[8] Лурье В. Св. Киприан Карфагенский и экклисиологические проблемы III-IV веков. [электронный ресурс] // URL.: http://www.ortho-hetero.ru/tradition/147 (дата обращения 20.04.12)
[9] Киприан Карфагенский, святитель. Книга о падших. [электронный ресурс] // URL. http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/cyprian_lost/index.htm (дата обращения 20.04.12)
[10] Киприан Карфагенский, святитель. Книга о падших. [электронный ресурс] // URL. http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/cyprian_lost/index.htm (дата обращения 20.04.12)
[11] Там же.
[12] Там же.
[13] Киприан Карфагенский, святитель. О единстве Церкви. [электронный ресурс] // URL. http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/cyprian (дата обращения 20.04.12)  
[14] Там же.
[15] Киприан Карфагенский, святитель. О единстве Церкви. [электронный ресурс] // URL. http://superbook.azbyka.ru/LIBRARY/cyprian (дата обращения 20.04.12)  
[16] Там же.
[17] Скурат К. Е. Святые Отцы и церковные писатели (I-V вв.). М.: 2005, С.98.
[18] Климент Александрийский. Строматы Гл. 1, V. 28,1
[19] Там же V. 37,1
[20] Там же XIII. 58, 2
[21] Там же
[22] Трощенко Ю.И. Св. Мефодий Олимпийский (Патарский) и «Пир десяти дев». [электрон. ресурс] http://krotov.info/history/03/03/troschen.html 10.04.2012

Назад к списку