Парастас. Схема совершения богослужения в субботу 2-й седмицы Великого поста (2017 г.)
ПАРАСТАС
Схема совершения в субботу 2-й седмицы Великого поста
(2017 г.)[1]
Утреня (пение «по-красному»).
Открывается завеса. Царские врата закрыты.
Священник перед престолом произносит начальный возглас: «Благословен Бог наш…».
Чтец: Аминь. Слава Тебе Боже наш, слава Тебе. «Царю Небесный…». Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…» и далее утреня по чину (см. часослов).
Священник во время чтения 19 и 20 псалмов (начальных псалмов утрени) совершает каждение всего храма.
Трисвятое по «Отче наш». Тропари из Часослова
Священник произносит сугубую ектению перед престолом, совершая каждение: «Помилуй нас, Боже…» Возглас: «Яко Милостив…»
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. Утверди, Боже…
Возглас: «Слава Святей…» (совершает крест кадилом перед престолом).
Чтец читает Шестопсалмие.
На последних стихах последнего псалма духовенство исходит на середину храма при открытых Царских вратах для совершения заупокойных песнопений у тетрапода[2].
Великая заупокойная ектения (произносится у тетрапода на середине храма с каждением). Ектению см. в требнике в последовании Панихиды.
Вместо обычного «Бог Господь» - «Аллилуиа» со своими заупокойными стихами (см. требник, последование Панихиды). Каждение прекращается.
После четвертого «Аллилуиа» на 2-й глас, тропари:
«Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…» (дважды).
«Слава» – ин тропарь, глас тот же: «Помяни́, Го́споди…»
«И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Ма́ти Свята́я…»
Кафизма 16 обычно опускается.
Сразу после пения тропарей начинается чтение 17 кафизмы.
В руках священнослужителей зажжённые свечи.
Первые 2 стиха запевает хор. Затем к стихам первой статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев: «Благословен еси, Господи».
Окончание статьи первой и второй допевается хором (2 последних стиха[3]): «Я́ко а́ще бы не зако́н Твой…»
После первой статии – малая заупокойная ектения с кадилом. Хор: «Господи, помилуй» (единожды). Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» и сразу поются запевы второй статии. Текст ектении см. в требнике: последование панихиды.
Сразу после ектении начинается пение двух первых стихов второй статии 17 кафизмы: «Твой есмь аз, спаси мя…». Затем к стихам второй статии, которую читает (по традиции) священнослужитель, хор поет припев «Спасе, спаси мя».
Во время пения стихов иерей с диаконом (или диакон) совершают, по традиции, малое каждение (тетрапод окрест, иконостас, лики, народ, местные иконы иконостаса, тетрапод спереди, то есть с западной стороны)[4].
После второй статии поются тропари по непорочнах: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. Святых лик обрете…». Совершается полное каждение храма.
Произносится малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…» (каждение прекращается).
Поется седален: «Покой, Спасе наш…» Слава и ныне: «От Девы возсиявый миру…»
Читается 50-й псалом. Духовенство во время чтения уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Молитва: «Спаси, Боже, люди Твоя…» не глаголется.
Каноны:
В храме Господском и Богородицы – канон храма со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон Минеи (святителя Порфирия) на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, и поется сначала канон Минеи (святителя) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), потом два четверопеснца Триоди – на 10
В храме святого – канон Минеи (святителя Порфирия) со ирмосом на 6 (ирмосы единожды), канон храма святого на 4. Начиная с 6-й песни канон храма опускается, поются канон Минеи (святителя Порфирия) и четверопеснцы так же, как в храме Господском и Богородицы.
По 3-й песни:
Катавасия – ирмос последнего канона (в храме Господском и Богородицы – ирмос 3-й песни из канона свт. Порфирию, а в храме святого – ирмос 3-й песни из канона храма).
Малая ектения обычная, не заупокойная. Возглас: «Яко Ты еси Бог наш…».
Кондак святителя, глас 2-й; седален святителя, глас 3-й. «Слава и ныне» - Богородичен Минеи, глас тот же.
По 6-й песни:
Катавасия – ирмос второго четверопеснца из Триоди (духовенство исходит на середину храма к тетраподу при открытых Царских вратах).
Малая заупокойная ектения с кадилом. Возглас: «Яко Ты еси Воскресение и Живот…»
и сразу поется кондак: «Со святыми упокой…» (совершается малое каждение) и икос: «Сам Един еси…».
Духовенство уходит в алтарь. Царские врата затворяются. Продолжается канон (7-ая песнь).
По 8-ой песни катавасия – «Хвалим, благословим…» и ирмос второго четверопеснца из Триоди.
На 9-й песни: «Богородицу и Матерь Света в песнех возвеличим» и поем обычное «Честнейшую».
Совершается каждение всего храма.
По 9-ой песни:
Ирмос второго четверопеснца из Триоди. Поётся «Достойно есть…»
Малая ектения (не заупокойная). Возглас: «Яко Тя хвалят…».
Светилен заимствуется из приложения Октоиха «Светильны дневнии во всю седмицу» и берется по рядовому гласу Октоиха (в данном случае 4-го гласа). Светилен исполняется дважды (через «Слава, и ныне»), первый раз оканчиваясь словами: «Молитвами, Господи, святых Твоих, и спаси мя», а второй – «Молитвами, Господи, Богородицы, и спаси мя»
«Хвалите Господа с Небес…» и хвалитные псалмы (см. Часослов на утрени) читаются (до стиха на 4).
На хвалитех стихиры из Октоиха (мученичны), глас 4-й - на 4. «Слава» - мертвен Октоиха глас тот же: «Где есть ми́ра пристра́стие?..», «И ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Еди́на Чи́стая…».
«Тебе слава подобает» - не читается, но сразу: «Слава, тебе, показавшему нам свет» и читается вседневное славословие.
Просительная ектения (см. служебник последование утрени).
Стихиры на стиховне:
Из Октоиха («покойны гласа» со своими, заупокойными, стихами), глас 4-й.
«Слава, и ныне» – Богородичен Октоиха, глас тот же: «Словесе́м после́дующе…».
Читается «Благо есть» (см. в Часослове после славословия)
Трисвятое по «Отче наш». «Яко Твое есть Царство…».
Далее существуют 2 варианта окончания утрени:
Вариант 1[5]:
Царские врата отворяются. Духовенство исходит на середину храма к тетраподу.
Тропари: «Со духи…» и прочие тропари заупокойной литии (см. требник)
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Благослови.
Возглас: Сый благословен…
Аминь. Утверди, Боже…
Свящ.: Пресвятая Богородице спаси нас!
Хор: «Честнейшую…».
Возглас: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе. Слава и ныне.
Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
Возглас: «Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение. Царские врата и завеса закрываются.
И сразу – «Приидите поклонимся» и Первый час.
На часах: тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…»
«Взбранной Воеводе…» в конце поется.
Отпуст обычный. Многолетие.
Вариант 2:
По Трисвятом тропари: «Глубиною мудрости…»; «Слава и ныне» - Богородичен: «Тебе и стену…»
Ектения сугубая: «Помилуй нас, Боже». Возглас: «Яко Милостив…»
Возглас: «Премудрость».
Хор: «Благослови».
Возглас: «Сый благословен…»
Хор: Аминь. «Утверди, Боже…» Завеса закрывается
Первый час.
На часах:
Тропари: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…». «Слава» – «Помяни́, Господи, яко Благ…»; кондак: «Со святыми упокой…».
«Взбранной Воеводе…» - поется в конце по обычаю.
Отпуст. Многолетие.
Духовенство исходит на середину храма к тетраподу при закрытых царских вратах и завесе.
Заупокойная лития:
«Со духи…» и прочие тропари
Ектения заупокойная сугубая. «Боже духов» и «Яко Ты еси Воскресение…»
Премудрость. Пресвятая Богородице спаси нас!
«Честнейшую…».
Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе.
Слава и ныне. Отпуст как на панихиде: «Живыми и мертвыми обладаяй…».
«Во блаженном успении…» и «Вечная память» (трижды). Малое каждение.
На Литургии свт. Иоанна Златоуста:
По входе:
«во святых Дивен Сый…»
Тропари, глас 2-й: «Апо́столи, му́ченицы и проро́цы…», «Помяни́, Господи, яко Благ…». «Слава» – кондак, глас 8-й: «Со святыми упоко́й…», «И ныне» – Богородичен, глас тот же: «Тебе и сте́ну, и приста́нище…».
Прокимен – дня (субботы), глас 8-й: «Весели́теся о Господе...», стих: «Блаже́ни, и́хже оста́вишася беззако́ния...»; и заупокойный, глас 6-й: «Ду́ши их во благи́х водворя́тся».
Апостол и Евангелие – субботы 2-й седмицы и заупокойные.
Аллилуиарий – дня (субботы): «Воззва́ша пра́веднии…», стих: «Мно́ги ско́рби пра́ведным…»; и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».
Причастен – дня (субботы): «Ра́дуйтеся, пра́веднии…», и заупокойный: «Блаже́ни, яже избра́л…».Отпуст обычный: «Христос истинный Бог наш…»
После Литургии совершается Панихида на середине храма у тетрапода. Порядок совершения обычный. Ирмоса «Яко по суху…», а не как в некоторых храмах: «Воду прошед…». (см. требник «Панихида»)
И бывает по обычаю освящение приношений.
Подготовил: чтец Сергий Забавнов
[1] Казанская традиция
[2] По уставу полагается обычное окончание Шестопсалмия, обычная великая ектения от диакона перед царскими вратами. Выход к тетраподу совершается только по окончании 16-й кафизмы, непосредственно перед 17-й кафизмой.
[3] По уставу полагается петь трижды со стихом «Благословен еси, Господи».
[4] Каждение практичнее совершать диакону или второму священнику, чтобы священник. Поскольку стихи короткие, священник не успеет совершить каждение. Если священник служит один, хору рекомендуется петь стихи медленно, ориентируясь на священника, совершающего каждение.
[5] Казанская традиция
Назад к списку