В трапезном храме Раифского монастыря митрополит Анастасий прочитал последнюю часть канона преподобного Андрея Критского (фото)21 Март 2013
Митрополит Анастасий
21 марта 2013 года, в четверг первой седмицы Великого поста, митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий совершил великое повечерие с чтением покаянного канона преподобного Андрея Критского в трапезном храме Раифского Богородицкого мужского монастыря в честь преподобных отцев в Синае и Раифе избиенных.
За богослужением молился архимандрит Всеволод (Захаров), братия и прихожане древней обители.
Схиархимандрит Сергий (Златоустов), насельник обители
Четверг - последний день на первой седмице Великого поста, когда читается Великий канон. Еще раз в дни святой Четыредесятницы он читается полностью на утрени в четверг пятой седмицы т.н.: «Стояние Марии Египетской».
Чтение Великого канона преподобного Андрея Критского вводит нас в удивительный мир Библии. Удивительный по силе, по глубине, удивительный по вдохновению и по той красоте приближения к жизни каждого, что раскрывается нам в этих священных текстах. Проникнутый глубоким чувством покаяния, канон св. Андрея Критского совершенно соответствует духу Великого поста. В каноне приведены многие события из ветхозаветной и новозаветной истории - от падения праотца Адама до вознесения Господня. Святой Андрей с необыкновенным умением прилагает каждое из событий священной истории к состоянию грешной души, извлекает из сокровищницы Писания сильные побуждения к покаянию и нравственному исправлению. Весь Ветхий Завет делает святитель Андрей Критский школой покаяния. Показывая добродетели и подвиги святых, он говорит и о злых и жестоких делах, побуждая подражать добрым и отвращаться злых. В Великом каноне есть не только примеры из Священного Писания, но и увещания душе, разсуждения, молитвы. Как будто старец, исполненный сострадания и любви, взял нас за руку, ввел в свою келью и стал беседовать, рассказывать, делиться своим опытом, вместе с нами смиренно и горячо молиться.
Великий покаянный или, как его еще называют, умилительный канон исполняется в храмах вот уже почти 1200 лет и воспринимается так же, как и тогда, когда был написан. «Мистагог покаяния», т.е. тот, кто заботливо учит, открывает тайны покаяния, — так называет святого Андрея Православная Церковь. «Покаяния учитель преизряднейший», «светом сияя Святыя Троицы» — это слова о святом Андрее.
«Но облобызай покаяние!» — так восклицает святой Андрей в одном из тропарей Великого канона. Греческое слово «покаяние» означает не только раскаяние, но решительную, хотя иногда и мучительную, трудную, скорбную, перемену ума. Ум должен измениться! От греха и забот, от угрызений и терзаний мира сего, от тленности и уничтожения ум должен, изменившись, вернуться к тому состоянию, которое изначально даровал человеку Бог. Покаяние есть процесс всей жизни, вот почему покаяние требуется и впервые осознавшему свой грех человеку, и святому, достигшему великих высот подвижнической жизни.
"Извращение, подмена образа бытия состоит в установлении новых отношений между душой и тварью — отношений взаимного обладания, исключающего и отвергающего бытие Бога. Вместо приобщения к мировому древу, сияющему Божественной славой, душа позволила себе «обольститься красотою древа», подчинившись «страстному помыслу, который кажется сладким, но плоды его горьки». «Хитрость дьявола, — говорит преподобный Максим Исповедник, — состояла и состоит в том, чтобы отвратить человеческий ум от Бога, устремляя его к чувственным вещам». Отныне он всего лишь владыка вселенной, но не священник. Великий канон проводит параллель между преступлением Адама, изгнанного из Эдема (чтобы бессмертие и состояние отделенности от Бога не стало для него вечной мукой), и судьбой каждого человека, моей личной судьбой, ведь я тоже «отвергаю животворные слова» Бога…" [Оливье Клеман. Канон Андрея Критского - пробуждение души. Пер. с французского Арины Кузнецовой].
Пресс-служба храма Илии пророка
по материалам официального сайта Раифского монастыря
Фото: Раифа.ру
назад к списку новостей