Храм Илии пророка - Протоиерей Константин Люкшин: "История нашего храма чудесна"
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Протоиерей Константин Люкшин: "История нашего храма чудесна"31 Июль 2017

Протоиерей Константин Люкшин

"История нашего храма чудесна"

Слово настоятеля Ильинского храма в последнее воскресенье перед престольным праздником

 

Дорогие братья и сестры!

Всех поздравляю с воскресным днём!

Вот мы с вами будем свидетелями того что в среду у нас будет престольный праздник. В этом году нашему храму  исполняется 190 лет.

Это юбилей, пусть он, покажется маленьким… Дай Бог нам дожить до 200-летия храма. Но мы в этом году будем свидетелями истории нашего храма, прошедшего свой путь длиной в 190 лет.

Мы говорим о 190-летии, но наша церковь старше, как минимум на 50 лет. 190 лет каменной церкви, но первый храм был построен лет на пятьдесят ранее. Первый храм был деревянный. Он был первым приходским, построенным после Раифского монастыря. Церковь была построена в честь святого Илии пророка, на этом месте. Примерно через 50 лет она сгорела на праздник Рождества Христова вечером.

В то время Зеленодольска ещё не было, как не было и Зеленодольского района. Была Ильинская волость. Ильинское было районным центром, где размещался административный центр. Здесь была школа и больница. Всё располагалось недалеко от храма.

Со всех деревень района, в том числе и таких отдаленных сел, как Белобезводное, дети ходили учиться в Ильинку. Здесь же и лечились. Всем миром было затеяно строительство каменной церкви вместо сгоревшей старой. Её строили всем миром 11 лет.

Но теперь каменная церковь строилась трехпрестольная. Кроме придела в честь Илии пророка, два придела посвятили святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому.

Согласно сохранившимся летописям, известно, что Ильинка славилась хорошей глиной. Для постройки храма был возведен небольшой завод. Чтобы глину использовать для строительства храма, вместо цемента, которого тогда не было, использовались различные технологии строительства с применением обычных куриных яиц.

Купец Атлашкин Михаил Тимофеевич пожертвовал 500 подвод яиц. Этого хватило для того, чтобы начать строительство храма. Для сравнения, тот же Атлашкин пожертвовал в Раифский монастырь для строительства колокольни 3000 подвод яиц.

Строительство нового храма совпало с годами празднования победы русского войска над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Храм Илии пророка приобретает вместе с тем и статус храма-памятника в честь русского народа победителя над французами.

История нашего храма чудесна. Как и всякий приходской храм, наш храм исполнял функции современного ЗАГСа, где велись метрики родившихся, крестившихся, вступивших в брак, умерших. Ведением метрик, как правило занимался специально поставленный человек на приходе. В нашем храме такую работу исполнял родной отец Феодора Шаляпина, Иван Яковлевич, который, кстати говоря, самостоятельно обучился грамоте, стал заниматься письмоводством. Семья Шаляпиных жила в Маёвке и каждый день отец ездил сюда на работу, составляя метрики и занимаясь письмоводством.

Сам Федор Иванович Шаляпин, как нам всем прекрасно известно, крещён в церкви св. ап. Иоанна Богослова с. Большие Ключи.

За два года до октябрьской революции в нашем храме побывала проездом княгиня Елизавета Федоровна, ныне святая преподобномученица, духовником которой был старец Седмиезерной пустыни, преподобный Гаврилл (Зырянов). Она приезжала с Москвы в Семиоезёрку, пользовавшись, в том числе, железнодорожной станцией в Паратске.

Последним священником до революции был отец Виктор. Он сам был из поселка Васильево. Он был спасен от рук безбожных мучителей, тем, что был предупрежден об опасности, после чего с тремя дочерьми покинул эти места, скрывшись от расстрела, который ему грозил.

Недавно 4 года назад ко мне пришли правнуки отца Виктора и подарили икону, принадлежащую некогда священнику, которая до сих пор бережно у нас хранится в приделе святителя Николая Чудотворца.

В 1937 году пришли красноармейцы, залезли на колокольню, выдолбили в северном окне колокольни проём для того, чтобы сбросить колокол, юбка которого превышала размеры окна. Когда трёхтонный Ильинский колокол звонил, во всей округе был слышен звон этого благовеста. Вместе с большим колоколом, были сброшены все другие колокола. При сбрасывании колокола, верёвка сыграла так, что зацепила ногу красноармейца, затащив его за собой. Он упал с колокольни и сломал в двух позвоночник, но милостью Божией остался жив. Он умер в покаянии спустя два дня у себя дома.

По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг, здесь располагался лагерь военнопленных, которые здесь же после и были погребены. Весьма показательно, что многие жители нашего села, согласно рассказам старожилов, бегали детворой, кормили военнопленных немцев, кормили тем, что было. Нет семьи, где бы ни погибли наши отцы и братья в эту страшную войну, но щедрость и забота русского народа превосходила всё.

После в храме располагалось зернохранилище. Храм был разрушен, находился долгое время в запустении.

Существовали бессмысленные легенды о том, что здесь запрятано золото. Многие приходили сюда его искать, копали, разрушали стены, полы, но их попытки были тщетны, в то же время, это еще больше послужило разрушению храма.

Многие из тех, кто здесь сегодня стоит, помогали в восстановлении храма. Низкий вам поклон за это! Я застал тех людей, которые очень многое сделали над восстановлением храма, которых сегодня нет здесь. Они своими руками выгребали землю, строили, помогали священнику. На наших глазах  церковь восстанавливалась по молитвам наших небесных покровителей – святого Илии пророка, свт. Николая Чудотворца, прп. Сергия Радонежского, и тех святых, чьи мощи находятся у нас здесь.

За год моего 17-летнего служения не было дня, чтобы Господь не посылал свою щедрую руку: с вечера молюсь, прошу у Господа помощи, ведь нужно было строить, отдавать деньги за иконостас, за иконы, утром прихожу, мне звонок: «батюшка, мы хотим пожертвовать». Именно не больше, не меньше, столько сколько нужно жертвует незнакомый человек.

Илья пророк никогда в жизни меня не оставлял. Я ровно год здесь служил в холодном храме, где не было ни воды, ни света. Топили углём, а затем ПФМК нам жертвовало дрова, когда не было газа. У нас двадцать КАМАЗов дров уходило за зиму. Рубили дрова, на себе тащили, и топили, чтобы хоть как-то поддерживать плюсовую температуру в храме, чтобы наше золото на киотах не позеленело, не почернело, чтобы было не холодно молиться. Только на пятый год мы провели газ.

Сегодня накануне престольного праздника нельзя не вспомнить труд тех людей, которые стояли у истоков возрождения порушенной ильинской святыни, таких, как монахиня Екатерина, Алевтина Субботкина. Алевтина подарила этот чудесный Крест, который украшает наш храм сегодня. Она всю жизнь прятала его у себя в годы гонений на Русскую Церковь. Матерь Божия явилась ей и сказала, чтобы она пожертвовала этот Крест в Ильинку.

Я помню, как отец Всеволод к ней домой приходил и просил это Распятие. Она никому не отдавала его и берегла его именно для Ильинского храма. И когда началось возрождение, она с удовольствием передала его сюда.

Я верю, что многие люди, которые возрождали наш храм, но отошли в мир иной, сейчас молятся о храме, предстоя перед Богом.

Ильинский храм никогда не был подворьем Раифского мужского монастыря. Так сложилось ныне. Когда храм возрождался, очень большую роль сыграла личность архимандрита Всеволода, за которого мы всегда молимся. Он очень рано ушел из жизни. Он очень много сделал и ещё планировал сделать для своей обители и других храмов. При нем было до семи подворий Раифского монастыря: в Зеленодольске, в Больших Ключах, в Казани, Нижнекамске, где Емельянов Геннадий Егорович вложил свою лепту в строительство, и, наконец,  у нас. Кроме того, он был инициатором восстановления часовни в честь 300-летия Дома Романовых, что сегодня красуется на возвышенности в Нижних Вязовых у железнодорожного моста через Волгу.

2 августа первый раз на престольный праздник отца Всеволода не будет с нами. В прошлом году он возглавлял службу. Он умер 20 августа.

Мне отрадно видеть сегодня наших Ильинских птенцов. Это Серёжа, который закончил Казанскую Духовную Семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию и получивший два высших государственных образования и Указом Святейшего Патриарха Кирилла , решением Учебного Комитета он назначен в Казанскую епархию для возрождения духовного образования в помощь митрополиту Феофану.

Другой наш птенец, Артём, уже отец Артемий, Который принял сан диакона, который женился и сегодня ждет чадо. Дай Бог, чтобы у него родился ребёнок, которого он с матушкой ждёт. Сегодня он сослужил диаконом вместе с нами.

Другой наш птенец, Юра, один из наших воспитанников, является сегодня насельником древнего монастыря на Кипре.

Мы видим наших алтарников, наше подрастающее поколение: Тимофей, Алексей и Александр дети наших певчих, воин Роман. Это плоды Ильинки, у которой большое будущее.

 

Слово в воскресенье перед Ильиным днём 

30 июля 2017 г.

Храм Илии пророка

назад к списку новостей