Храм Илии пророка - Ко дню рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ( фото/ видео )
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Ко дню рождения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II ( фото/ видео )23 Февраль 2015

Источник: Фрагмент статьи из 1-го т. "Православной энциклопедии", с. 698-720


 

 

(Ридигер Алексей Михайлович; 23.02.1929, Таллин, Эстония–5.12.2008, Москва), Патриарх Московский и всея Руси. 

Избрание Патриархом
 

3 мая 1990 г. почил Святейший Патриарх Пимен. Последние годы его Предстоятельства, когда Патриарх тяжело болел, были сложными, а подчас просто трудными для общецерковного управления. А., 22 года возглавлявший Управление делами, лучше многих представлял себе реальное положение Церкви в кон. 80-х гг. Он был уверен, что рамки деятельности Церкви заужены, ограниченны, и в этом видел главный источник нестроений. Для избрания преемника почившего Патриарха был созван Поместный Собор, к-рому предшествовал Архиерейский Собор, состоявшийся 6 июня в Патриаршей резиденции в Даниловом мон-ре. Архиерейский Собор избрал 3 кандидатов на Патриарший престол, из к-рых наибольшее число голосов (37) получил митр. Ленинградский Алексий.

О своем внутреннем состоянии в канун Поместного Собора Святейший Патриарх писал: «Я ехал в Москву на Собор, имея перед глазами большие задачи, открывшиеся, наконец, для архипастырской и вообще церковной деятельности в Петербурге. Никакой, говоря светским языком, «предвыборной кампании» я не вел. Только после Архиерейского Собора... где я получил больше всех голосов архиереев, я почувствовал, что есть опасность, что чаша сия меня может и не миновать. Я говорю «опасность», потому что, будучи двадцать два года управляющим делами Московской Патриархии при Святейших Патриархах Алексии I и Пимене, я прекрасно знал, насколько тяжел крест Патриаршего служения. Но я положился на волю Божию: если будет воля Господня на мое Патриаршество, то, видимо, Он даст и силы». По воспоминаниям, Поместный Собор 1990 г. был первым Собором в послевоенный период, проходившим без вмешательства Совета по делам религий. А. рассказывал о голосовании при избрании Патриарха, состоявшемся 7 июня: «Я почувствовал растерянность многих, увидел растерянность на некоторых лицах - где же указующий перст? Но его не было, приходилось решать самим» (Беседы с Патриархом Алексием II).

Вечером 7 июня председатель счетной комиссии Собора митр. Сурожский Антоний (Блум) объявил результаты голосования: 139 голосов было подано за митр. Ленинградского и Новгородского Алексия, 107 - за митр. Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана) и 66 - за митр. Киевского и Галицкого Филарета (Денисенко). Во втором туре за А. проголосовали 166, а за митр. Владимира - 143 члена Собора. После оглашения окончательных результатов голосования новоизбранный Патриарх ответил на обращенный к нему вопрос председателя Собора положенными по чину словами: «Избрание меня освященным Поместным Собором Русской Православной Церкви Патриархом Московским и всея Руси со благодарением приемлю и нимало вопреки глаголю» (ЖМП. 1990. № 9. С. 30). Был составлен соборный акт об избрании Святейшего Патриарха и соборная грамота, подписанные всеми архиереями - членами Поместного Собора. В конце вечернего заседания старший по хиротонии архипастырь Русской Церкви архиеп. Оренбургский Леонтий (Бондарь) обратился к новоизбранному Патриарху с поздравлением. В ответном слове Патриарх Алексий II поблагодарил всех членов Поместного Собора за избрание и поздравление и сказал: «Я сознаю трудность и подвиг предстоящего служения. Жизнь моя, которая от юности посвящена служению Церкви Христовой, подходит к вечеру, но освященный Собор возлагает на меня подвиг Первосвятительского служения. Я приемлю это избрание, но в первые минуты прошу высокопреосвященных и преосвященных архипастырей, честной клир и всю боголюбивую паству всероссийскую своими молитвами, своей помощью помогать мне и укреплять меня в предстоящем служении. Много вопросов встает сегодня перед Церковью, перед обществом и перед каждым из нас. И в их решении нужен соборный разум, нужно совместное решение и обсуждение их и на Архиерейских Соборах, и на Поместных Соборах согласно принятому нашей Церковью в 1988 г. Уставу. Соборный принцип должен распространяться и на епархиальную, и на приходскую жизнь, только тогда мы решим те вопросы, которые стоят перед Церковью и перед обществом. Деятельность церковная сегодня расширяется. От Церкви, от каждого ее служителя, от деятеля церковного ожидаются и дела милосердия, и благотворительности, и воспитания самых разных возрастных групп наших верующих. Мы должны служить примиряющей силой, объединяющей силой и тогда, когда нашей жизни часто сопутствуют разделения. Мы должны сделать все, чтобы способствовать укреплению единства святой православной Церкви» (ЖМП. 1990. № 9. С. 28).

8 июня заседание Собора открыл его новый председатель - А., избранный Патриархом. В этот день Собор по докладу председателя синодальной Комиссии по канонизации святых митр. Крутицкого и Коломенского Ювеналия (Пояркова) издал деяние о прославлении прав. Иоанна Кронштадтского - небесного покровителя города, в к-ром новоизбранный Патриарх совершал свое архипастырское служение в канун Собора, святого, к-рого А. особенно почитал. 10 июня 1990 г. в Богоявленском соборе Москвы состоялась интронизация новоизбранного Патриарха, к-рому за Божественной литургией сослужили Католикос-Патриарх Грузии Илия II, члены Свящ. Синода, представитель Антиохийского Патриарха еп. Нифон и сонм духовенства. Настолование нареченного Патриарха совершили 2 Патриарших экзарха. В день своей интронизации новоизбранный 15-й Патриарх Московский и всея Руси Алексий II произнес Первосвятительское слово, в к-ром наметил программу предстоявшего ему Патриаршего служения: «Свою первоочередную задачу мы видим прежде всего в укреплении внутренней, духоносной жизни Церкви... Достижению поставленных целей будет способствовать также управление церковной жизнью согласно нашему новому Уставу, уделяющему большое внимание развитию соборности. Перед нами стоит великая задача широкого возрождения монашества, во все времена оказывавшего столь благотворное влияние на духовное и нравственное состояние всего общества... Во множестве восстанавливаются храмы, возвращаемые Церкви, и строятся новые. Этот радостный для нас процесс еще только развивается и потребует от всех нас многих трудов и материальных затрат. Памятуя о своей обязанности научать истине Христовой и крестить во имя Его, мы видим перед собой необозримое поле катехизаторской деятельности, включающей создание широкой сети воскресных школ для детей и для взрослых, обеспечение паствы и всего общества литературой, необходимой для христианского научения и духовного возрастания. С благодарением Богу мы отмечаем, что перед нами открываются новые пути и средства для развития свободного духовного просвещения в самых различных кругах нашего общества... Немало предстоит сделать в утверждении справедливости в межнациональных отношениях. Будучи многонациональной, Русская Православная Церковь вместе с другими христианскими Церквами и религиозными объединениями нашей страны призвана врачевать раны, наносимые национальной рознью… Как и прежде, мы будем развивать наши братские отношения с поместными православными Церквами и тем самым укреплять всеправославное единство. Мы видим наш христианский долг в свидетельстве Православия, в развитии диалога и сотрудничества с инославными исповеданиями. Для исполнения этих предначертаний нашей Церкви я нуждаюсь в братском сотрудничестве членов Священного Синода, всего епископата, клира, монашествующих и мирян» (ЖМП. 1990. № 9. С. 21-22).

Новоизбранный Патриарх понимал: «Никто не рождается готовым епископом, и нет такого, кто родился готовым Патриархом. Я такой же, как все, я также сформировался в советское время. Но сейчас главное - не почивать на лаврах, не чувствовать себя князем Церкви, а неустанно трудиться» (Беседы с Патриархом Алексием II). В том, что собирался осуществить новый Предстоятель Русской Церкви, было и немало риска: за советский период был практически утрачен опыт монашеской жизни (в 1988 действовал всего 21 мон-рь), была утрачена система духовного образования мирян, никто не знал, как проповедовать в армии, как вести работу в местах заключения. Однако необходимость такого служения становилась все очевиднее. Незадолго до Поместного Собора к А., тогда митр. Ленинградскому, обратилась администрация одной из колоний с письмом, где сообщала, что в колонии решили построить церковь, что проект готов и даже собрана бо?льшая часть средств, и просили освятить место закладки храма. А. вспоминал, что поехал туда, опасаясь, что не сможет найти общий язык с заключенными. Встреча состоялась и укрепила А. в сознании необходимости вести планомерную работу в местах лишения свободы. Он пообещал приехать освятить храм, когда тот будет построен; через полтора года, уже будучи Патриархом, А. выполнил свое обещание, на литургии после освящения он причастил 72 чел.

Через неск. дней после интронизации, 14 июня, А. отправился в Ленинград, для того чтобы совершить прославление св. прав. Иоанна Кронштадтского. Торжество прославления совершилось в Иоанновском мон-ре, где погребен угодник Божий. Вернувшись в Москву, 27 июня Патриарх встретился с московским духовенством в Свято-Даниловом мон-ре. На этой встрече он говорил о том, что новый Устав об управлении РПЦ позволяет возрождать соборность на всех уровнях церковной жизни и что начинать надо с прихода. Первое выступление Предстоятеля перед московским духовенством содержало емкую и конкретную программу преобразований в церковной жизни, направленных на то, чтобы нормализовать ее в условиях существенного расширения свободы Церкви. 16-20 июля 1990 г. под председательством А. состоялось заседание Свящ. Синода. В отличие от прежних заседаний, на к-рых по преимуществу рассматривались вопросы, связанные с внешней церковной деятельностью, на этот раз в центре внимания стояли темы внутренней жизни Церкви. При А. Свящ. Синод стал заседать значительно чаще, чем раньше: раз в месяц или в 2 месяца. Этим обеспечивалось соблюдение канонической соборности в церковном управлении.

В течение 2 лет после возведения на Патриарший престол А. продолжал возглавлять Таллинскую епархию, управляя ею через Патриаршего викарного еп. Таллинского Корнилия (Якобса). А. дал возможность новому епископу приобрести необходимый опыт и поддержал его своим огромным авторитетом в епархии. 11 авг. 1992 г. еп. Корнилий стал правящим архипастырем Эстонской епархии.

Преставление Святейшего Патриарха


В праздник Введения во храм Пресв. Богородицы, 4 дек. 2008 г., А. служил Божественную литургию в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля, после этого А. отправился в Донской мон-рь и совершил молебен перед мощами святейшего патр. Тихона. Утром 5 дек. А. скончался в патриаршей резиденции в Переделкино. На следующий день гроб с телом покойного патриарха был доставлен в храм Христа Спасителя. В заупокойном богослужении, которое состоялось 9 дек., принимали участие предстоятели Поместных Православных Церквей – патриархи Константинопольский Варфоломей, Грузинский Илия, Румынский Даниил, архиеп. Афинский и всей Эллады Иероним, архиеп. Тиранский и всей Албании Анастасий, митр.Чешскиих земель и Словакии Христофор. После чина отпевания было совершено погребение покойного патриарха в Богоявленском патриаршем соборе в Елохове. Проститься с А. в эти дни пришли более 100 тыс. человек.

Видео

 

назад к списку новостей