Почему в дни Великого поста читается Ветхий Завет?24 Февраль 2015
В дни Великого поста особое внимние уделяетя текстам Ветхого Завета. Так, преподобный Андрей Критский на примерах Ветхого Завета в своем каноне размышляет о духовном состянии души человеческой. За богослужением прочитывается Псалтирь, за вечерней - и на 6-ом часе паремии...
Архиепископ Казанский и Пражский Сергий (Королев) (+1952) разъясняет нам суть такого подхода.
Во время ВЕЛИКОГО ПОСТА Церковь настойчиво, усиленно старается пробудить в нас покаянное чувство. Проникновенные службы, каноны, а также более частые чтения Ветхого Завета являются средствами к достижению сознания своей греховности. Примеры Ветхого Завета нас предостерегают, указывают нам своим тысячелетним опытом единственный, благодатный путь: путь Богообщения.
Разными несчастьями, долгим рабством, тяжелыми болезнями приводил Бог еврейский народ к Своей Правде. Весь Ветхий Завет является историей Правды Божией, наказующей, несущей возмездие за грех, милующей. Но при таком множестве обличений народ иудейский часто ожесточал свое сердце и не хотел понимать Божиих вразумлений.
Но подобное ожесточение можно наблюдать и среди многих из нас. Господь поражает нас скорбями, изливает бедствия на окаменевшую почву сердца, чтобы ее распахали и сделали способной к восприятию благодати Божией, т.е. сердце наше часто невосприимчиво к милости Его, даже когда Господь очевидно оказывает нам её. Нами еще владеет животный страх — боязнь смерти, но живет ли в нас страх суда Божия? Господь ждет, чтобы мы увидели в окружающих нас бедствиях секиру, милость Божию, а не случайное стечение обстоятельств.
Сравнивая таким образом Ветхий Завет с настоящим временем, мы видим, что тогда, как и теперь, Господь печется о Своих людях, не давая им погибнуть в нерадении и беззаконии, всячески побуждает к покаянию, всякими путями призывает вновь соединиться с Богом — Источником жизни. Воистину любовь Божия превосходит человеческий разум! Даже до того простирается Его любовь, что “ради избранных своих, ради небольшой части, Он милует весь народ.” “Святое семя — стояние народа,” говорит пророк Исаия, ради него устоит царство; оно, как прочное основание, должно лечь в основу народа. Так руководил Бог рабов Своих, являясь то грозным Обличителем и Судьей, то Милующим и Всепрощающим — для блага человека, для утверждения правды на земле. (Правда есть другая сторона любви, есть ее защищающая сила.)
Проявляя столько заботы о Своих рабах, не еще ли больше печется Господь о Своих сынах? Ветхий Завет есть рабство, Новый Завет — сыновство. Мы уже не рабы в доме Господнем, а сыны в доме Отца. Раб смотрит только как угодить господину своему, и отношение к нему измеряется делами: сын же имеет дерзновение к отцу, боится оскорбить его не только делом, но даже намерением, чтобы не отлучить себя от любви отчей; его отношение измеряется чувствами, мыслями. Но кому больше дано, с того и спросится больше. “Мы дети Божии, но еще не открылось, что будем,” — говорит апостол; нам много дано и в нашей воле приумножить дар Господень. В нашей воле стать на путь ратников — воинов Христовых, сражаясь в нашем сердце, этом бранном поле, за правду Божию. В нашей воле положить начало благое — Господь и “намерение целует,” остальное же совершим при помощи благодати Божией.
Средством борьбы являются частые, молитвенные обращения к Богу — моменты творческие, выводящие нас из механичности, которые в таком обилии предлагает нам Св. Церковь в трогательных великопостных службах. Цель же борьбы — стяжание душевного мира. Когда мир водворится в нашем сердце, тогда мы вступаем на благодатный путь к Богообщению. Состояние общения с Богом настолько прекрасно, что оно является самой наградой — Царством Небесным внутри нас. К этому и призвал нас Господь, чтобы мы здесь, на земле, отдельными моментами стяжали себе вечность. Аминь.
Архиепископ Сергий Королев. «Великий пост»