В Великую и Преблагословенную субботу
Наступает благословенная тишина Великой Субботы — дня, в который почил от земных трудов Своих Единородный Сын Божий. Его Божественная Душа сходит во ад, Его нетленное Тело предаётся гробу. Адова победа прогнася, гроб становится райским входом. Мы это знаем и об этом будем свидетельствовать миру в светоносную ночь Воскресения. А пока… пред нами уязвлённое ранами, бездыханное Тело Божественного Страдальца, которое являет Святая Плащаница.
Приснопамятный Иосиф уготованный себе гроб оставляет Учителю и Господу. И мы вместе с благообразным старцем-учеником проследуем от камня помазания до святой Кувуклии — с этих пор святейшего места во вселенной. Будем петь достойное погребальное Удостоившему нас совершить великое священнодействие — предать земле Тело Создателя. Начинаем утреню и вновь слышим — теперь уже во второй части шестопсалмия — Христово свидетельство: Живот Мой аду приближися… положиша Мя в рове преисподнем, в темных и сени смертней… посадил Мя есть в темных, яко мертвыя века. По мирной ектении слышим уже предвещающее победу Того, “в Ком мы все победили”[1]: Бог Господь, и явися нам… Егда снизшел еси к смерти, Животе Безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества. И поются похвалы с 118-м псалмом. Совершенно ясно, что слова псалма по преимуществу относятся ко Христу, Единому неложно могущему сказать: “Раб Твой есмь Аз”. Похвальные же песни — о всём пережитом Господом, а с Ним и Матерью Божией, Иосифом, возлюбленным Иоанном.
Оставим слушающих собственным духовным слухом внимать благоговейному плачу Церкви, переходящему к концу похвал в тихую пока, но уже несомненную радость победы. И вот оно, долгожданное свидетельство воскресения:Ангельский собор удивися. И далее канон Великой Субботы — Волною морскою, — водворяющий священный покой в предвидении немеркнущей славы Распятого, Умершего и Воскресшего: Бездну Заключивый, мертв зрится, и смирною и плащаницею обвився, во гробе полагается яко смертный Безсмертный, жены же приидоша помазати Его миром, плачущия горько и вопиющия: сия суббота есть преблагословенная, в нейже Христос уснув, воскреснет тридневен. Последний гимн канона — полное торжество Христовой победы: Да радуется тварь… враг бо пленися ад… Адама со Евою избавляю… и в третий день воскресну.
Воспеваем Свят Господь Бог наш и начинаем стихиры: Днесь содержит гроб Содержащаго дланию тварь… и ад трепещет… приидите видим Живот наш во гробе лежащ… отверзый врата райская человеком, Господи, слава Тебе.
“Слава Тебе, показавшему нам Свет”, — возглашает Церковь и смиряется в крайней мере перед Смирившимся нас ради даже до смерти и гроба, с любовию припадает к Нему, носит и погребает, взывая жалобно: Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. С траурным крестным ходом обходим храм, возглашаем “Премудрость, прости” (Божественная София — Сын Божий предаётся земле — станем благоговейно) и полагаем Плащаницу на прежнее место, которое теперь уже — Живоносный Гроб Господень. И внимаем великому пророчеству Иезекииля “о костях”, становясь как бы свидетелями Предвечного Совета Пресвятой Троицы: Сыне Человечь, оживут ли кости сия? и рекох: Господи Боже, Ты веси сия… Сыне Человечь, прорцы на кости сия: …кости сухия, слышите слово Господне… се Аз введу в вас дух животен… и оживете, и увесте, яко Аз есмь Господь… прорцы, Сыне Человечь: …сия глаголет Адонаи Господь: се Аз отверзу гробы ваша, и изведу вас от гроб ваших, людие Мои… и дам Дух Мой в вас, и живи будете… глаголах, и сотворю, глаголет Адонаи Господь.
Наверное, это чтение — главное во всей службе: открываются врата вечности, и Церковь отзывается победно-пасхальным: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его! Вскоре и Евангелие засвидетельствует о немощной дерзости врагов,знаменающих камень с кустодиею. А мы снова припадём к Спасителю нашему, поклонимся “Страстем и Святому Воскресению”.
Литургия Великой Субботы, конечно, запоминается торжественными входами, малым и великим, вокруг Плащаницы — свидетельством реальности происходящего здесь и сейчас. Ещё памятны многочисленные (всего их 15) чтения паремий — живые образы Божиих побед, совершившихся схождением к смерти и воскресением к жизни [2].
Апостол дня свидетельствует о соединении со Христом крестившихся приобщением Его смерти и воскресению. По окончании Апостольского чтения по пении Воскресни, Боже, суди земли — переоблачение храма и священнослужителей “в светлейший чин”. Князь мира судом Христовым изгоняется вон, а мы узнаём из Святого Евангелия, как бы первые и как бы в первый раз — о воскресении, о вечной жизни, открывшейся миру Великой Жертвой. В благоговейном трепете слушаем песнь Величайшего Дня в году:Да молчит всякая плоть человеча, и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих, приходит заклатися и датися в снедь верным…
Причащаемся священной Снеди — Тела Преломлённого и Крови Излиянной за жизнь мира… И в Субботу умолкаем по заповеди…
Примечания:
1 Блаженный Августин.
2 Желающих подробнее вникнуть в смысл этих ветхозаветных пророчеств также отсылаем к упомянутой ранее книге В.Н.Ильина
1 Блаженный Августин.
2 Желающих подробнее вникнуть в смысл этих ветхозаветных пророчеств также отсылаем к упомянутой ранее книге В.Н.Ильина
Назад к списку