Приветственное слово ректора СПбПДА епископа Гатчинского Амвросия на Торжественном акте по случаю начала нового учебного года
Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка Владимир, досточтимые отцы, братья, сестры, учащие, учащиеся и гости нашей академической семьи!
Сегодня для всех нас особенный день - мы вступаем в новый учебный год.
Свое приветственное слово я бы хотел обратить ко всем собравшимся под сводами наших духовных школ, а также ко всем тем, кто не смог сегодня разделить с нами торжество Дня знаний. Но в первую очередь мое слово звучит для вас, дорогие первокурсники.
Для вас этот день совершенно особенный, память о нем до глубокой старости сохранится в ваших сердцах. Сегодня вы становитесь не только студентами, не только воспитанниками, но в первую очередь - членами нашей большой академической семьи. В своих обращениях к студентам я часто использую именно этот термин – "семья", и делаю это отнюдь не случайно. В этих стенах живет, обучается, трудится и преподает несколько сотен человек, каждый из нас имеет свою собственную жизненную историю, свои достоинства и недостатки, свои сильные и слабые стороны.
Потому та семья, о которой я говорю, не есть некая данность, но скорее - цель, к которой все мы должны стремиться. Да, нас не объединяет кровь или гены, но нас объединяет нечто много более важное и глубокое - единство веры, единство идеалов, единство жизненного пути. Это то, что способно сделать людей родными, дорогими другу другу. Единство по духу часто бывает намного крепче, чем единство по крови.
Построить подлинные, а не мнимые единство, родство и дружбу можно только во Христе, по-настоящему будучи увлеченными теми идеалами веры, которые способны коренным образом менять человека и благодаря которым вы, верю, пришли в эти стены с искренними намерениями умножить, а не растерять то, чем загорелось ваше сердце, когда вы решили посвятить жизнь свою служению Богу.
В одной из своих бесед блаженный Августин заметил: "Мы воистину блаженны, если все то, что мы слышим и поем в храмах, мы способны претворить в жизнь" (Disc. 23 A, 1-4; CCL 41, 321-323). Пусть эти слова станут нашей главной задачей на предстоящий учебный год.
Определяющей доминантой и связующим звеном во внутрисемейных отношениях является любовь, которая, как мы знаем, часто бывает мертва не только без дел, но и еще без одного важнейшего элемента - без уважения. Дешево, наиграно и заезженно звучат слова о любви к человеку, когда к этому же самому человеку не питается элементарного уважения. Потому я бы хотел, чтобы вы огненными буквами запечатлели на скрижалях своего сердца эту краеугольную заповедь уважения к ближнему: младших к старшим и старших к младшим, к священникам, преподавателям, друг к другу. И вы увидите, заповедь эта сослужит вам добрую службу не только здесь, но и во всей вашей жизни.
Второй важный элемент наших внутренних взаимоотношений нам предлагает святой апостол Петр, который говорит: "Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией" (1 Петр 4:10).
Как вы прекрасно знаете, каждый из студентов духовных школ вносит свой вклад в наше общее дело, выполняя какое-то определенное послушание. Одной из задач нашего образовательного и воспитательного процесса является помочь вам найти, раскрыть и взрастить те особенные навыки и способности, которыми вы наделены свыше. Одни из вас предрасположены к изучению языков, другие к богословским наукам, третьи великолепно разбираются в компьютерных технологиях, иные еще не раскрыли в себе свой талант. Но всегда помните, любая работа, которую вы выполняете, неся послушание на кухне или убирая территорию, дежуря на вахте или разгружая стройматериалы, - это всегда ваше служение братьям, а значит, служение Богу. Относитесь к этому именно так. И не заноситесь, если ваше послушание будет у всех на виду, интересным и интеллектуальным. С сожалением приходится сказать, что были случаи, когда иные студенты, не соблюдая правил духовной безопасности, заражались звездной болезнью. Было до слез горько видеть, как менялось отношение этих людей к своим братьям, к своим друзьям. Я заранее хочу предостеречь вас от этой тяжкой болезни и советую при первых же симптомах обращаться к духовнику.
Будьте очень чуткими к своей духовной жизни. Никогда не забывайте подвергать самих себя внутреннему анализу. Вы можете скрыть правду от других, но скрыть правду от себя не получится. Сомнения в выбранном жизненном пути и внутренние поиски характерны для вашего возраста, они будут, но и не давайте скопиться им в снежные лавины, которые однажды сорвутся и погребут под собой ваш внутренний мир, ваши надежды и мечты. Найдите себе духовного руководителя среди наших священников и преподавателей, обращайтесь к ним за помощью и советом как к старшим братьям, которые вас всегда выслушают и помогут.
Одновременно я обращаюсь и к нашим почтенным профессорам, преподавателям и воспитателям: прошу вас со всей возможной отзывчивостью и вниманием отнестись к проблемам и нуждам студентов. Будьте для них не только носителями знаний, но и примером жизни и искренности, станьте наставниками и помощниками. Не замыкайтесь в стенах аудиторий, подружитесь со студентами, пригласите их по возможности вместе сходить на экскурсии, устройте поездку, пригласите их вместе посмотреть умный фильм или просто поговорить за чашкой чая.
В одном из эпизодов замечательного фильма Робина Уильямса "Куда приводят мечты" отец разговаривает с сыном и спрашивает, как у него дела. Тот виновато начинает оправдываться за плохую успеваемость в колледже и проблемы с поведением, на что отец отвечает ему: "Стоп. Оставь все это. Для меня намного важнее знать, с какими мыслями и чувствами ты просыпаешься и засыпаешь, что творится у тебя в душе". Именно на основе такого небезразличия мы и должны построить наше пространство взаимного доверия. Академия постарается всегда идти навстречу в подобных начинаниях. Что же касается меня, то знайте, двери моего кабинета всегда открыты для вас: если нужен совет, помощь или просто необходимо поговорить, всегда приходите, не стесняйтесь и не бойтесь.
Еще один важный момент. Одной из основных определяющих характеристик вашего обучения в стенах Санкт-Петербургских духовных школ будет так называемое самоформирование, саморазвитие. В отличие от прочих духовных школ Русской Православной Церкви политика нашей академии направлена на воспитание будущей духовной интеллигенции, что заключается в формировании зрелой личности, способной к самостоятельному принятию решений и несению ответственности за них. Рано или поздно все вы покинете стены семинарии и встанете перед решением сложных жизненных задач и принятием нелегких административных решений. Наша цель – подготовить вас к этому, научить самостоятельно мыслить и адекватно оценивать окружающую действительность. Подготовка к этому начинается уже сейчас: каждый день, прожитый в семинарии, будет ставить перед вами новые вопросы и новые задачи. Будьте вдумчивы, мудры и осторожны в поисках ответов на эти вопросы. Учитесь духовному ви́дению того, что происходит вокруг вас. Эти стены видели многих очень способных и подававших надежды студентов, которые, тем не менее, не смогли возрастить в себе мудрость и должное духовное чутье и в один прекрасный день стали легкой добычей тех, кто ищет любые способы раскачать церковный корабль и подорвать доверие к церковному институту в обществе, кто демонстрирует претензии демонтировать христианство с его вековыми ценностными устоями.
Будьте разумны. По выражению Августа Октавиана – festina lente, спешите медленно. Всегда помните о той ответственности, которая возлагается на вас как на будущих служителей Высшей Справедливости в этом мире. Священник в наш век много больше, чем просто служитель культа.
Будьте пламенны в своем служении, ибо служение ваше начинается уже сейчас. Будьте живыми, свободными и яркими. Всегда идите только вперед, вооруженные священной уверенностью в вашем апостольском призвании. Будьте творческими в исполнении своего пастырского предназначения.
На своем пути обучения и становления (говорю это с великой скорбью в сердце) вы наверняка не раз встретите примеры того, как иные из наших братьев по священству не выдержали трагического искушения нашего века и вступили в унизительную для служителя Престола Божия погоню за блеском драгоценных металлов и лоском дорогих автомобилей. Но да не смутится сердце ваше, видя все это. Пусть для вас все это будет чуждо, пусть отпадет, как ненужная шелуха, как и то неприглядное, что вы сможете увидеть в своей среде из того, что недоступно глазу ректора и инспектора. Оставайтесь свободными от плохого, не марайтесь в грязи. Не впадайте и в другую унизительную крайность – крайность осуждения. Но, сохраняя чувство собственного достоинства, явите своим примером нашему обществу неожиданную редкость: будьте просты, имейте уважение и любовь ко всем, будьте открыты к общению на любые темы, никогда не заискивайте перед имущими деньги и власть, ибо, как сказал классик, "сами все предложат и сами все дадут", видя вашу жизнь и вашу искренность в служении.
Иные ныне говорят, что священник должен иметь и носить все лучшее, дабы через это являть величие и могущество Церкви и Бога в этом мире. Я не думаю, что здесь нужны какие-либо комментарии; слушайте свое сердце, и оно безошибочно подскажет вам, что истинное величие Церкви - быть со своим народом, истинное величие Церкви - разделить свой стол с тем, для кого возможность просто покушать уже является поводом сердечно возблагодарить Бога, истинное величие Церкви - никогда не отступать от своего мессианского призвания и всегда иметь свое независимое мнение, ибо никакая конъюнктура времени и никакие стесненные обстоятельства не дадут нам оправдания за принятые решения перед судом собственной совести. Всегда помните, что воистину прекрасен не блеск внешнего, но прекрасны ноги благовествующих мир. А потому с самых первых дней своего обучения в академии каждое мгновение и каждый час готовьте себя не к дворцам прокураторов и садам первосвященников, но к пыльным дорогам апостольского пути.
В завершение своего слова я бы хотел привести слова известного христианского писателя Клайва Льюиса: "Если вы однажды приняли христианство, то следующий ваш шаг — позаботиться о том, чтобы каждый день на какое-то время сознательно возвращаться разумом к его основным доктринам. Вот почему ежедневные молитвы, чтение религиозной литературы и посещение церкви составляют столь неотъемлемую часть христианской жизни. Мы нуждаемся в постоянном напоминании о том, во что мы верим. Ни христианские убеждения, ни какие бы то ни было другие не закрепляются в человеческом уме автоматически. Их необходимо питать. Возьмите сто человек, потерявших веру в христианство, и поинтересуйтесь, сколько из них изменили свои убеждения под воздействием доводов разума? Вы увидите, что большинство отошло от христианства просто так, из-за своей инертности".
Именно поэтому, дорогие друзья, уклад жизни духовного учебного заведения в корне отличается от обычного вуза, и коль вы избрали путь служения Богу, не ленитесь упражняться в постоянстве в молитве, в учебе. Положите себе за правило никогда не опаздывать в учебную аудиторию, на богослужение и на утренние и вечерние молитвы в храм, не пропускать их. В этом нужно понуждение себя, подчас вопреки лени, самооправданию. Воспитывайте свою волю. И я верю, что подобно алмазу, прошедшему сложную огранку, вы превратитесь в бриллианты нашей Церкви.
Я искренне желаю всем вам, дорогие мои, чтобы Петрова и Павлова харизма никогда вас не покидала, чтобы вы действительно стали сынами грома, подобно небесному покровителю нашей академии; пусть гром ваших сердец будет слышен до краев земли и пусть ваша нестяжательная и искренняя жизнь и служение станут не только светом новой евангелизации для нашего общества, но и немеркнущей в веках славой тех духовных школ, чей порог вы ныне переступаете.
Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога и Отца, и причастие Святого Духа да пребудут со всеми вами.
http://www.spbda.ru/news/a-2259.html
Назад к списку