Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

"Православия светильник, Церкви утверждение и учитель...". Архиепископ Петергофский Амвросий (Ермаков). Проповедь во вторую Неделю Великого поста.

Бывают в жизни особые, даже святые события, которые совершаются как бы не в свое время. Таким событием было, например, перенесение мощей преподобного Серафима Саровского. В эти дни, по его пророчеству, люди не удержались и среди лета запели пасхальные песнопения – так исполнилось его слово о том, что среди лета запоют Пасху. В нынешний мартовский день мы переносимся к девятнадцатому августа, когда Святая Православная Церковь празднует Преображение Господне. И это мысленное перенесение совершается именно потому, что мы сегодня празднуем день памяти святителя Григория Паламы архиепископа Фессалоникийского.

Святой Григорий был из тех архиереев, которые стремились к уединению, и для которых келья и книга были вожделенными, а общественные амвоны, рукоплескания и слава были совсем уж тяжелыми и трудными. Но именно для того, чтобы исполнить волю Божию, и чтобы принести пользу людям и Святой Церкви, они, вопреки своему внутреннему устроению и желанию, брали на себя это крестоношение. И это крестоношение для них становилось особо тяжким. Но тяжесть эта умножалась еще и тем, что во времена святого Григория Фессалоникийского архиереи часто отправлялись в ссылки, подвергались гонениям и унижениям. Архиерейское служение не образно, а напрямую было настоящим исповедничеством. 

Можно привести много разных примеров из жития святого Григория, которые бы нас удивили и изумили, но главным делом его жизни стало учение о Фаворском свете и о нетварных Божественных энергиях. Мы переносимся на Фавор и соприсутствуем вместе с апостолами Петром, Иаковом и Иоанном там, где Христос открывается человеческому взору так, как обычный глаз даже не может воспринять. Именно событие Преображения стало главной точкой разделения между Западом и Востоком, с его православным пониманием этого события, которое впоследствии сформулировал святитель Григорий Палама и которое всегда существовало в Предании Церкви, но не было никогда зафиксировано, а лишь передавалось из уст в уста как предание, как некий образ жизни. Преображение Господне стало тем местом, вокруг которого впоследствии ломались копья. Варлаам – оппонент святого Григория – говорил о том, что то, что видели ученики на Фаворе был благодатный, освященный Богом, но тем не менее тварный свет, что все то, что они видели есть то же самое творение, которое мы наблюдаем в обычной, земной жизни. Однако святой Григорий говорил по-другому. Он учил о том, что тот свет не есть тварный, что это есть Божественные энергии, исходящие от Самого Бога. 

Для чего ученики Господа видели этот свет? Почему Он преобразился перед ними, а точнее не Он Сам преобразился, но дал возможность ученикам, открыв им особое зрение, увидеть свет и славу Божества? «Слава Божия осветила Иерусалим Небесный и светильник его – Агнец», – говорит, присутствовавший при событии Преображения, святой апостол и евангелист Иоанн Богослов (Откр 21:23). «Есть некоторые, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие», – именно этими словами Господь готовил своих учеников к всеславному Преображению (Лк 9:27). Это событие на Фаворе есть зрение Царствия Божия уже здесь, на земле, но лишь в доступном для человека зачатке. Этого зрения сподобились и преподобный Серафим Саровский, и преподобный Иов Почаевский из пещеры которого, где он молился и совершал свой монашеский подвиг, иногда выходили языки пламени, которые не обжигали. Этого зрения сподобился и преподобный Сергий Радонежский, который стоял в огне и причащался огнем, сходящим в потир во время совершения Божественной Евхаристии. Это зрение, которое дано человеку, чтобы, насколько возможно, уже в этом видимом, земном и временном мире вкусить Царстве Божие, Его благодатью проникающее сюда на землю через чистоту сердца.

Преображение Господне придает смысл всей нашей жизни. Смысл, который заключается в одной единственной цели – обожении. Именно об этом говорил и писал впоследствии святитель Григорий Палама. Святой апостол Петр говорит: «Дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества» (2 Пет 1:4). Присутствовавший вместе с Ним на Фаворе апостол Иоанн говорит: «Мы будем подобно Ему, потому что увидим Его как Он есть» (1 Ин 3:2). И потом, как бы перефразируя его слова, известный подвижник, почти наш современник, архимандрит Софроний (Сахаров) говорил о данной человеку возможности видеть Бога, как Он есть. 

К сожалению, праздник Преображения Господня, который так почитается у нас, в Восточной Православной Церкви, абсолютно сведен на нет в Церкви Западной. Он сведен к чему-то локальному, почти что неощутимому и не присутствующему в литургическом круге жизни Католической Церкви, и тем более в жизни западных протестантских общин. Учение святителя Григория там называется ересью и пропасть в мировоззрениях между Западом и Востоком становится практически непреодолимой. Запад избрал путь интеллектуализма. И именно из этой точки Запад и Восток пошли разными путями. Запад говорит, что благодать Божия есть лишь некое умозрительное представление о Боге. Православная Церковь учит другому: благодать Божия – это реальные нетварные Божественные энергии, которые приходят в этот мир и оживотворяют все вокруг. 

Запад положил главной ценностью своего служения именно рассудок и заменил им веру и благодать. Мы же в течение многих столетий впитывали это западное понимание, которое влияло на наше богословие и на нашу жизнь. Именно поэтому исихия и умное делание не находили себе места в Духовных академиях и семинариях, а ютились, подчас, в скромных обителях, где от поколения к поколению не через книги, а именно от человека к человеку передавался этот опыт обожения, опыт лицезрения нетварных Божественных энергий. Очень печально, но многие столетия выпускники Духовных академий и семинарий, иереи и архиереи исправно праздновали день памяти святого Григория Паламы и ничего не знали о его учении. И тем более —  опытно не прикасались к тому, чем жили монахи в святых обителях. 

Расхождение между Западом и Востоком — это полярность интеллектуализма и праведности, различие между  начатком изменения природы и подлинной святостью. Однако мы должны быть очень осторожными. И если мы критикуем Запад, то прежде всего в самих себе должны изжить влияние Запада и его последствия. Но при этом мы должны хорошо помнить, о том, что, во-первых, не все, кто считает себя православными, причастны Божественной благодати. Исповедание веры – это всего лишь указание пути. Но мало указывать правильный путь, важно идти по нему. И если всего лишь знать, что такое правильный путь, но не идти по нему, то невозможно прикоснуться к Божественной благодати и быть причастником Фаворского света. 

И второе, о чем мы тоже должны знать. Западный путь размышлений, путь предпочтения ума, не есть путь абсолютного тупика. Мы не можем пренебрежительно относиться к знанию.  Святой Григорий Палама, был образованным человеком, изучал Аристотеля. Когда однажды при дворе он выступал со своим пламенным словом, то слушавшие его сказали о том, что сам Аристотель рукоплескал бы этому ритору. Святитель Григорий Палама не отрицал образования, книжности и способности ума приникать в вещи этого мира. Но в отличии от Запада он не делал интеллектуальные способности человека идолом. Согласно восточному пониманию ценности образования и силы интеллектуальных способностей, он говорил о том, что это все нужно, но все это имеет определенные границы. Границы, которые оканчиваются здесь, в этом мире. А за ними начинается все то, что подлежит уже принципиально новому опыту. Опыту, который познается вовсе не умом и перед которым любые интеллектуальные способности просто замолкают. 

Поэтому мы должны помнить о том, что главная наша цель – это обожение. Наша цель – напитаться благодатью Святого Духа, которая приходит в нашу жизнь, и дар прихода которой дается каждому человеку, способному сделать шаг навстречу этой Божественной благодати. А уже в жизни будущего века ее действия откроются так, как мы здесь не можем даже сказать, не можем даже помыслить и представить себе. Но это видение Бога как Он есть, в вечности, обязательно откроется во всей своей полноте человеку, стремящемуся к благодати и к обожению в этом мире.

Пресс-служба храма Илии пророка

Источник: СПбДА


Назад к списку