Слово на Пассии. Чтец Николай Ерундов
Проповедь на 1-ю Пассии
чтец Николай
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Приближался страшный конец дела Христова на земле, наступал час, когда Безгрешному предстояло быть преданным в руки грешников. Совершена последняя, желанная Христом, пасха, сказано преисполненное любви прощальное слово. Ученики Господа уже знают о гнусном предательстве Иуды. В последний раз идет Господь со своими учениками к Гефсиманскому саду и, оставляя 8 учеников у входа, удаляется с 3-мя вглубь сада.
Сюда, под тень широких маслин, любил приходить Господь наш Иисус Христос со своими учениками, здесь Он часто беседовал в молитве со Своим небесным Отцом, и сколько внутренних страданий и душевных мук должен был Он вытерпеть здесь, еще прежде своих телесных страданий. Да, это была ночь, подобных которой не было и не будет, это была ночь предсмертных страданий Спасителя, страданий самых лютых и невыносимых. Придя на место, как повествуют святые евангелисты, Он сказал ученикам «Посидите здесь, пока я пойду, помолюсь там.» И взяв Петра, Иакова и Иоанна, начал скорбеть ужасаться и тосковать. Тогда говорит им: «Душа моя скорбит смертельно, побудьте здесь и пободрствуйте со Мною». И отойдя от них, пал лицом на землю и начал молиться. Что за скорбь, какой скорбит Господь? Какая непостижимая сила страданий могла объять всю душу Спасителя, теснейшим образом соединенную с блаженным Божеством? Что привело Начальника нашей жизни в содрогание и ужас? Здесь сокрыта тайна внутреннего креста нашего Господа, который должен был предшествовать, сопровождать и Его внешние страдания и крест. Ходатай нашего спасения. Взял на Себя бремя грехов всего рода человеческого, все скорби и страдания телесные и душевные. Бездна грехов всего человечества погружало сердце Спасителя в бездну болезней. Совершенно святая душа Иисуса Христа видела всю наготу человеческих грехов, нежное сердце Его ощущало всю силу мучений.
Чем более усиливалось внутреннее смятение духа, тем прилежнее молился Господь: и был Он в борении и был пот Его как капли, падающие на землю. Два чувства боролись в душе Спасителя: это страх и любовь. Страх предстоящих мучений понуждал Спасителя взывать: «Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия!,» а любовь жаждущая этой чаши страданий, говорит: «Отче Мой! Да будет воля Твоя!»
В душевной скорби Иисус прекращает молитву и идет к 3-м возлюбленным ученикам, дабы утешить Себя их присутствием, но находит их спящими. Спали те, кому незадолго перед тем была открыта вся полнота любви к ним их Божественного Учителя, спали те, которые сами еще так недавно горели сами такой любовью, спали, когда уже оповещены о гнусном предательстве и должны были ожидать исполнения адского плана предателя. Такой высокий подъем духа, такое горение, а тут - такой упадок сил. Скорбные чувства, томительное ожидание близкой разлуки, о которой говорил Господь, усталость после трудов целого дня - все это ослабило телесные силы Апостолов. И, вот, послышалось из Божествееных уст скорбное слово упрека: «Так не могли вы и одного часа пободрствовать со Мной? Бодрствуйте и молитесь, чтобы не впасть вам во искушение». Он отошел от них и снова стал молиться. Но чрезвычайное смирение Спасителя побуждает Его снова идти к своим друзьям. И снова Он находит их спящими. Господу не хотелось тревожить их сон, ведь еще сколько горьких сердечных тревог предстояло испытать им завтра., так пусть и теперь немного забудутся, отдохнут, если уж не могут молится с Ним. И Он оставляет их, и снова повергается на землю, и еще прилежнее молится, обливаясь кровавым потом.
Дорогие братья и сестры, слушая евангельское повествование о Гефсиманских страданиях Христа Спасителя, мы удивляемся тому, что ученики Его спали, несмотря на то, что Господь просил их бодрствовать с Ним. Но не так ли бывает и с нами? Господь заповедал нам бодрствовать и молится, чтобы не впасть а искушение, а мы спим, потому что далеки от Господа, печальные, унылые или просто нерадивые. Для нас теперь ясен смысл голгофской жертвы, мы знаем откуда он пришел, каждый из нас знает, что Христос Спаситель пострадал за весь род человеческий. И за меня, окаянного, тоже пострадал, чтобы моя душа никогда не умирала. Мы назвались последователями учения Христа, взяли на себя иго креста Господня. Но готовы ли мы к тому, чтобы хоть один час нашей жизни посвятить Христу, пободрствовать с Ним, ради Него одержать хоть слабую победу над нашей немощной плотью?
Господь принес на землю возвышенное учение о любви и милосердии. И не только передал его словесно людям, но Своей жизнью на земле подтвердил возможность жить по этому учению. Нам всем следует просить помощи Божией идти путем этого учения. Господь принес нам Искупление, даровал Свою Божественную благодать для врачевания наших пороков и греховных язв, но эта спасительная благодать действует при условии приложения нашего усердия, при условии исполнения нами заповедей Божиих. Как известно, основная заповедь, завещанная нам Спасителем, есть заповедь о любви, о которой Он так много говорил с учениками накануне Своих страданий: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13, 34 и 35).
Еще и еще раз, воспоминая крестные страдания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, будем просить у Него сил, а у Церкви – Ее благодатной помощи, чтобы избавиться нам от слепоты духовной, чтобы усмирился наш горделивый ум, так часто обольщающийся своим кажущимся всемогуществом. Будем молиться, чтобы Господь исправил нашу волю и дал нам желание бороться. В час нежданной беды, и горя будем молить Вселюбящего Спасителя о благодатной помощи и при этом твердо помнить: Всеблагой Творец никому из людей не попустит искушений сверх его сил. Облечемся ныне в смиренномудрие, кротость, долготерпение, благость, а наипаче - во всепрощающую любовь к нашим ближним.
Вот сейчас, в конце службы, мы будем подходить поклоняться и лобызать распятие. Подойдем к Кресту Христову с благоговением. Со слезами припадем к Нему. И пусть каждый из нас в душе своей и своем сердце со всей честностью и искренностью сравнит, что сделал для нас наш Спаситель и что я делаю для Него. Является ли моя личная жизнь свидетельством истины, в которую я верю? И если кто обнаружит в себе, что нет в нем любви и милосердия, что не хранит правды и чистоты, если те грехи, кои Христос пригвоздил ко Кресту, он вновь снимает со Креста и полагает в свою душу и сердце, то знайте, сколько бы вы ни поклонялись пред Крестом, сколько бы ни лобызали язвы Христовы, для подобных людей нет больше Искупителя. Их ожидает справедливое осуждение.
Так пусть же, дорогие мои, Крест Христов научит нас приобрести те добродетели, без которых никто не увидит света вечной жизни. Аминь
Назад к списку