"Отречение и предательство". Проповедь на Пассии. Чтец Сергий Забавнов.
Отречение и предательство
Проповедь на 2-ую Пассию
(Евангелие от Марка)
чтец Сергий
Во имя Отца и Сына и Святого Духа
«Один из вас предаст Меня»,- говорит Господь на Тайной Вечере Своим ученикам.
Дорогие братья и сестры, страдания Христовы – это духовная бездна, которую не может описать ни одно человеческое слово. Попробуем остановить свое внимание на одном событии, которое было в ночь страданий Господа.
«Один из вас предаст Меня» - эта речь Спасителя на Тайной вечери была обращена к апостолам, эти слова пронзили душу каждого возлежащего на вечери.
«Все вы соблазнитесь о Мне в эту ночь...»,- сказал Христос. Послышался ответ Апостола Петра: «Если и все соблазнятся, я один никогда не соблазнюсь». В ответ Апостол услышал страшное предсказание, Господь ему сказал: «Говорю тебе, Петр, что не пропоет еще петух, как ты уже отвергнешься Меня троекратно». Однако же, Апостол не верил и настаивал на своем.
Нет сомнения, в такой уверенности апостола Петра. Он так любил своего Учителя, что готов был и в темницу и на смерть идти. Петр говорил от всей души, и он тут бы, действительно, пошел на смерть с Учителем, но он не знал еще себя самого, не знал, насколько неустойчива наша человеческая природа.
В саду Гефсиманском Господь проверяет веру Петра, его уверенность в клятве, сказанной на вечери, Он с кротким упреком обращается к нему: «Симон, ты спишь?» Он как бы говорит: «Давно ли ты клялся, что всюду за Мной пойдешь, а теперь ты и одного часу не мог побдеть со Мною?»
Но вот кончилась Гефсиманская молитва. Пришел Иуда предатель с врагами Христа Спасителя и, поцеловав Его, предал им. Все апостолы разбежались. Но Евангелие говорит, что Петр «шел за Ним до двора архиереева» и вошел туда, чтобы видеть, чем все это кончится.
Тут подошла к нему одна служанка и сказала, что и он был с Иисусом Галилейским; и тот, кто всего несколько часов тому назад клялся, что он и в тюрьму и на смерть пойдет, испугался и говорит: «Не знаю, что ты говоришь». Посмотрите, того, кого Христос назвал «камнем», кто первый исповедал Христа, как Бога; на вере которого Господь обещал создать Церковь, которую не одолеют врата адовы мы видим человекаслабого духом и говорящим ложь.
Опять ему вторично говорят, что он был с Ним, но Петр снова отрекся. Наконец ему стали настойчиво говорить: «Ты несомненно был с Ним, ибо ты галилеянин и даже произношение, выдает тебя». И тогда, как говорит Евангелие, Петр стал клясться и божиться, что он не знает Этого Человека. В это время запел петух. И вспомнил Петр слова Спасителя, сказанные Им на Тайной Вечери: «Прежде, чем пропоет петух, ты трижды отречёшься от Меня».
В эту самую минуту Господь, которого вывели из дома, посмотрел на Петра. Взгляд Спасителя проник в самое сердце ученика. Стыд и жгучее раскаяние охватили его душу. Апостол вышел со двора первосвященника и горько заплакал о своём грехе...
Отречение Петра
Вчера в воскресном евангелии на утрени мы слышали как Христос восстановил его в апостольстве: «Любишь ли ты меня?» - трижды спросил Христос Петра. Тем не менее, несмотря на то что он был прощен своим Учителем, покаяние его продолжалось всю жизнь.
Святой Климент, ученик Петра, рассказывает, что апостол всю свою последующую жизнь, при первом пении петуха, становился на колени и, обливаясь слезами, каялся в своём отречении.
Быть может, в тот момент, момент отречения уста его шептали: «Господи, Ты вся веси, Ты веси, яко люблю Тя», но было уже поздно - страшное отречение совершилось. Господь Иисус Христос был осуждён на смерть.
Когда Иуда-предатель узнал о смертном приговоре, то понял весь ужас своего безумного поступка. Мучительное раскаяние овладело его душой. Но это раскаяние было соединено в нём с отчаянием, а не с надеждой на милосердие и прощение Божие. Он потерял надежду на Бога, он потерял веру и любовь. Иуда не мог своими человеческими силами исправить содеянное. Не найдя сил бороться с душевной мукой, в ту же ночь он повесился.
Петр и Иуда… Посмотрите как схоже их следование за Христом, как одинаково начало их апостольства, но как различен конец!
Оба – и Петр, и Иуда – были избраны Христом,
приближены к Нему,
почтены Его доверием,
отмечены Его любовью,
удостоены Его даров,
научены Им тайнам Царства Небесного,
призваны в свидетели Его чудес и исповедали Его Мессией, Христом, Сыном Бога Живаго.
«Устами апостолов» назвал святитель Иоанн Златоуст апостола Петра, произнесшего это исповедание и давшего ответ на вопрошание Господа не только от себя, но и от всех учеников. И тот, и другой по пути следования за Христом претерпевают искушения, насылаемые на них князем тьмы.
Сребролюбие Иуды превзошло все апостольские дары, которые дал ему Христос. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Посмотри, сколько сделал Христос, чтобы склонить его на свою сторону и спасти его:
научил его всякому любомудрию и делами, и словами поставил его выше бесов: дал власть над нечистыми духами, сделал способным совершать многие чудеса…, омыл ноги его с прочими учениками, сделал участником Своей вечери и трапезы, не опустил ничего – ни малого, ни великого; но Иуда добровольно остался неисправимым».
Как различно их покаяние! Иудино раскаяние - это не раскаяние апостола Петра, где Петр плача и проклиная себя за слабохарактерность, идет к апостолам, а осознание того, что теперь предатель остался абсолютно один. Он не нужен никому. Он презираем всеми. Ему более не во что и некому верить и, по существу, некуда идти. Косвенным подтверждением этого вывода являются и причины самоубийств сегодня. Это одиночество и разочарование при отсутствии веры. Иуда убил Бога в своем сердце.
Ведь оно, отречение Петрово, по существу живет в каждом человеке, в каждом из нас. Это грех человеческой немощи и слабости. Каждый раз, когда мы совершаем грех, мы предаем Господа. Грехи похожи, но они ведут к противоположным результатам.
Покаяние… Именно оно становится непреложным условием спасения, именно покаяние спасло Петра, а его отсутствие погубило Иуду! Однако, в Евангелии мы можем найти место, где сказано, что Иуда раскаялся и пошел удавился.
Раскаяться можно в неверно принятом решении, которое изменило прежний привычный ход жизни. Можно раскаяться в дурном поступке, особенно если он навредил тому, кто его совершил. Однако покаяться можно лишь пред лицом Личного Живого Бога, приблизившегося Царства Небесного. У Иуды же ни веры, ни надежды на спасения не было, осталось лишь одно отчаяние.
Проповедь Сына Божьего и начинается со слова «покайтесь»: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 2; 4, 17). Сам Господь определяет цель Своего первого пришествия как спасение грешников, невозможное без их покаяния: Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мф. 9, 13).
Апостол Петр отрекся от Христа и, горько плача, покаялся. Смиренный мытарь, ударяющий себя в грудь и повторяющий: Боже, будь милостив ко мне грешнику! более оправдан, чем горделивый фарисей, исполняющий закон (см.: Лк. 18, 13, 14). Благоразумный разбойник, на кресте исповедавший Иисуса Господом, первым попал в рай (см.: Лк. 23, 40–43). Покаявшийся блудный сын был почтен от отца лучшей одеждой и перстнем, и отец, заколов тельца, устроил пир в честь его возвращения (см.: Лк. 15, 21–24). Блудница, облившая ноги Христа слезами покаяния и отершая их волосами своими, была прощена со всеми своими – «многими» – грехами (см.: Лк. 7, 38–47). В каждом из этих случаев покаяние обращено к живой личности Христа. В каждом случае оно сопровождается сокрушенным плачем и смирением.
Исполняем ли мы это? Где невинность и дух? Где вера и ревность? Сегодня мы предстоим у Креста, но кто мы? Кто мы у Креста? Ученик или предатель? Друг или наветник? Кто мы? Если мы всю жизнь проводим так, как будто не вступали в завет со своим Спасителем, если мы действуем во всем, не имея помысла ни о вечности, ни о суде Божием, то зачем являться нам теперь у Креста Христова? Зачем нам возмущать смертный покой Божественного Страдальца? Распятие становится суетным для нас. Христос распят не за нас, если нет у Его Креста места слезам покаяния. Христос распят не за нас, если нет у Его гроба ароматов чистоты и святости.
Отходя от священника на исповеди, мы считаем, что покаяние уже совершилось. Если принимать такое формальное покаяние, то никчемны все подвиги святых, преподобных. Незачем было вставать на столп Даниилу Столпнику, не нужно было бежать в пустыню, изнемождать себя Марии Египетской, не нужны было надевать вериги апостолу Петру… Такое формальное покаяние не нужно нам, оно бесплодно, противно и не спасительно. Простое прочитывание грехов на исповеди, как правило, таково. Оно не несет в себе той веры и надежды, которые имел апостол Петр. Вспомним еще раз: апостол Петр всю жизнь при пении петуха каялся в слезах, а Иуда погиб.
Проходит половина Великого Поста, время покаяния. Еще и еще раз нам предстоит оглянуться на себя, принести покаяние в содеянном, приблизиться к Царству Божию.
В усилиях к овладению Царством Божиим да подаст Свою всесильную помощь Господь наш Иисус Христос, которому слава и держава во веки веков
Аминь.
Назад к списку