Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Проповедь в неделю Крестопоклонную

 

Проповедь в неделю Крестопоклонную
 
 
 Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
«Крест - красота церкви,  Крест - верных утверждений, Крест - ангелов славы и демонов язвы» – такими словами, возлюбленные о Господе, братья и сестры, в сегодняшний день святая наша матерь церковь прославляет Крест Господа и Бога, и Спаса нашего Иисуса Христа.
Нам Священное Писание говорит: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную»(Ин.3,16).
           Сегодняшняя третья неделя святого Великого поста, с которой начнется крестопоклонная неделя, является как бы серединой поста.
          Для того, чтобы мы не унывали, для того, чтобы нас духовно подкрепить на этом постном поприще подвига нашей с вами веры, Господь являет свой крест как напоминание нам о том, что Он не оставит нас при несении наших крестов.
Нам тяжело поститься – особенно тем, кто воспринимает пост только телесно. Нам тяжело, может быть, увеличить свое домашнее правило, но еще тяжелее распинать свой собственный эгоизм, потому, что очень легко, в десятки раз, а, может быть, в тысячи раз легче переменить меню на своем столе, чем переменить свое сердце.
Сущность святого Великого поста в том, чтобы мы понимали - мы постимся не для того, чтобы сбросить лишние килограммы, постимся не ради того, чтобы уменьшилась наша талия, не для того, чтобы очистить свой организм от так называемых шлаков, а, прежде всего для того, чтобы очистилось наше сердце от духовных шлаков, и,  чтобы усох и сбросил килограммы наш эгоизм.
Все это ради распятого за нас Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который Сам сказал: «Потому все узнают, что вы ученики мои, если вы будете иметь любовь между собою» (Ин.13,35).
И Сам с креста просил Господа, Отца Своего Небесного, умолял: «Господи, прости им, ибо не ведают, что делают» (Лк.23,34).
Он молился за своих  распинателей. А мы в семье - мужа, жену, ребенка не можем простить.  Ребенок родителей не может простить, не может  примириться, покориться, пойти навстречу на какой-то компромисс только из-за того, что не хочется под кого-то подстраиваться, а хочется, чтобы все подстраивались под него.
И вот Господь своим Крестом являет нам, чтобы мы посмотрели, кто мы: последователи распятого Бога любви и всепрощения или мы в своем бесконечном эгоизме все равно так и коснеем в своих обидах, в своих амбициях, в своих претензиях, в своем мелочном эгоизме.
Он являет нам, чтобы мы с вами, по слову апостола Павла распинали плоть свою со страстями и похотями, не желудок свой мучили голодом, а своего «эгоиста» распинали с его страстями и похотями. Вот это крест, и у каждого из нас в своей жизни есть свой жизненный крест.
Нам апостол Павел говорит: «Друг друга тяготы носите и так исполните закон Христов» Галл.6,2).
Вот наш ближний для нас и есть наш с вами крест, и мы в свою очередь для кого-то тоже являемся крестом. Кто-то терпит нас, кого-то терпим мы, и все друг друга должны терпеть, чтобы не получилось с нами как в той истории.
Бабушки разговаривали между собой, одна говорит: «Ты слышала, сегодня  читался Апостол, и вот я чего-то никак не могу понять, там такие были слова: «друг другу тяготы наносите. Вот как это понять, не подскажешь?»
 Не друг друга тяготы носите, а наносите. Вот у нас нанести тяготу проблем нет, а понести тяготу, недостатки, несовершенства, немощи других людей, так же как они в  свою очередь носят наши недостатки, в этом – у нас проблемы, поэтому для нас крест – это нести недостатки других, поддерживая, смиряясь, снисходя до бесконечности друг к другу – вот это и будет терпеливое несение креста, которое доставит нам, в конце концов, духовную победу.
Какую победу? Самое главное – над самим собой. Это тот  крест, о котором святые отцы сказали, что крест есть ключ, который открывает двери царствия Божия. Может получиться так, что без терпения, без снисхождения и без любви тебе нечем будет открыть эти царские врата вечной обители.
Рассказывают одну историю или одну притчу, как три человека несли свой крест, который был у каждого из них.
Они должны были его пронести по своей жизни, так же, как и каждый из нас. Одному из людей, которые несли за собой кресты, показалось, что ему особенно  тяжело, потому что конец его  креста был очень длинный. Он не мог его нести, а он его волочил, и без конца на это жаловался, роптал, изнемогал под тяжестью креста, а потом подумал: «А вот зачем я таскаю за собой такой длинный крест?» Однажды, придя в какое-то селение, взял, и конец креста отпилил. Ему показался он очень удобным, очень облегченным, и совсем по-другому он уже относился к этой тяжести. Необходимо было выйти из города, проходить горной местностью, и он вдалеке увидел своих путников, которые также тащили такие же длинные кресты, не отрезая конца креста. Когда пришлось переходить одну пропасть, те, кто перед ним несли свои кресты, они на эту расщелину положили свои кресты и по ним прошли, а когда пришел он, стал класть на эту расщелину свой крест, то ему как раз этого конца и не хватило.
Вот так и у нас по жизни. Мы несем крест, а крест несет нас. Мы что-то потерпели ради Бога маленькое, а Бог избавил нас от большего, потому что есть такое правило, есть такой духовный девиз: «маленькой бедой Бог избавляет нас от большей»
. Если только мы эту беду перенесли без ропота, с упованием и с верой, что это есть лекарство, хотя и горькое, но для нашего исцеления, для исцеления нашей собственной души.
Если я его не проглочу, а выплюну, горечь останется, а лекарственного действия не будет, поэтому мы от Бога принимаем и горькое, и сладкое. Когда мы благодарим «Господи, благодарю тебя, большего достоин я, даруй мне милосердия, Господи, терпения, терпения и терпения», тогда эта горечь услаждается, так же как усладились воды реки Мерры, когда туда было брошено древо крестное, и горькие воды стали сладкими
Израильтяне подошли и увидели этот горький источник воды, но когда туда опустили древо креста, тогда воды стали сладкими. Вот так и у нас в жизни: горечь нашей жизни сможет усладиться тогда, когда мы с верой уповаем на премудрый Промысел Божий, «глубиною мудрости строящий все и всем полезное подающий».
Но как найти и как стяжать это терпение в своем сердце, чтобы правильно, мудро, благоразумно относиться к тем внутренним и внешним скорбям, которые окружают каждого из нас изо дня в день.
Старец Амвросий Оптинский нам говорил: «терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, так потерплю же и я».
Есть замечательная русская пословица: «Бог терпел и нам велел». При этом человек осознано вспоминает свою прошлую жизнь, окидывая ее взглядом и давая себе отчет в том, что ты много в своей жизни чего напортачил, фундамент твоей жизни был, если разобраться по-честному, очень кривой и очень неправильный, очень шаткий. Поэтому и  закономерно, что и здание-то на нем выросло не очень нормальное. Кто его положил, этот фундамент? Ты сам, о чем старец Амвросий Оптинский и говорил: «Как ни тяжел бывает крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца».
Поэтому для того, чтобы изменить и уменьшить тяжесть своего креста, нам даны слезы покаяния, нам дана возможность изменить свою собственную судьбу и свою собственную жизнь, никакого предопределения в церкви и у Бога не существует.
Вспомним Ниневию, о которой было сказано пророку Ионе: «Еще три дня, и Ниневия будет разрушена за свое беззаконие». Пришел пророк Иона в этот город и говорит: «Ниневия за беззаконие будет разрушена». Тогда царь, его приближенные, народ в этом городе, дети и даже скот три дня пребывали в сугубом, покаянном посте, не ели и не пили. Говорят, жених и невеста оставили свое ложе, не было слышно пения свирели. Они разодрали свои одежды и посыпали себе головы, и три дня даже скот не вкушал ни пищи, ни воды. Прошло три дня, а Ниневия стоит, и вдруг пророк Иона, который расположился под тенью дерева, увидел, что это дерево засохло. Он пришел в глубочайшее уныние от  того, что дерево засохло, и он обратился к Богу с двумя претензиями: «Как же так, Господи, дерево, которое выросло, вдруг сейчас засохло, и у меня тени нет над моей головой. Ты послал меня сказать, как пророка, что этот город будет разрушен. Прошло три дня, а он стоит на месте».
Тогда Господь говорит ему: «Дерево, над которым ты не трудился, которого ты не сажал, тебе стало жалко, что оно засохло, а в этом городе, где есть тысячи людей, которые не могут отделить правую руку от левой, там их тысячи, ты о них не жалеешь, а они покаялись, и я отменю приговор мой». Сам Бог сказал, что Ниневия будет разрушена, а покаялись люди и этим переменили  волю Божию. Почему? А потому, что «Бог не хочет смерти грешника, но чтобы покаялись и в познание истины пришли».
Так и в любой момент, в любую секунду нашей с вами жизни может многое у нас в жизни перемениться.
Помните, как было в притче Воскресного Евангелия, на прошлой неделе, Господь говорил расслабленному: «Оставляются грехи твои, возьми одр твой и иди».
Вот почему у нас в жизни не складывается, не везет, не совпадает с нашими желаниями, хотениями, возможностями, потому что все мы как бы на духовном одре болезни. Причина этому ясна и проста – она в духовной жизни: оставляются тебе грехи твои, но сначала их человек должен в своей жизни оставить. Ради чего? Ради будущей жизни, ради жизни с Богом, ради духовной радости, ради пребывания всегдашнего со Христом, потому что человек вне духовной жизни счастья найти не может.
И преподобный Исаак Сирин нам говорил о том, чтобы мы с вами, глядя на Крест Господень, глядя на обстоятельства нашей жизни, верили, понимали, чувствовали, в духовном плане, одну глубочайшую духовную истину: « За всяким утешением следует скорбь, за всякой скорбью следует утешение».
В какой мере мы несем и утруждаем себя ради Бога, в такой мере у нас умножается утешение от Бога, поэтому никогда не надо жалеть себя в духовном плане - относительно молитвы, поста, церковной службы, домашней молитвы, доброго дела. Все время мы должны помнить слова Христа:  «Царствие Божие нудится, и нужницы восхищают его».
В той мере, в которой мы потерпим что-то ради Бога и  утрудим себя, в такой мере умножаются у нас утешения от Бога. Почему мы иногда их не видим? Потому что нет труда. Если ребенку достаточно манной каши, и он уже сыт, и какой-нибудь йогурт, то для нас, уже более или менее продолжительное время находящихся в церкви, уже мало только утренней и вечерней молитвы. Это уже должно быть пройденным этапом. Ее должно быть гораздо больше, этого пребывания в молитве: и домашней, и внутренней, и Иисусовой.
Умной молитвы должно быть гораздо больше, день должен быть растворен ею. Когда человек себя на это понуждает, он от Бога чувствует помощь, и  приходит эта духовная радость,  а если нет труда, то нет и радости.
Поэтому мы сегодня, в эту Крестопоклонную неделю, если что-то у нас хромает еще с начала поста, не можем как-то раскачаться, настроиться на молитву, на наблюдение за своими помыслами, обращим внимание на свои мысли, слова, поступки.
Вот эту неделю, которая является крестопоклонной и неделей сугубой молитвы, проведем без ропота, без уныния, без претензий к Богу, почему у нас вот то-то и то-то в жизни, ведь на самом деле  причина только одна – достойное по делам моим приемлю.
 Разбойник на кресте возопил: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».
С таким осознанием, с одной стороны, своей греховности, а с другой стороны, осознанием глубочайшей, всеобъемлющей любви Божией  к каждому из нас: «Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную», будем идти дальше по пути поста. Аминь.

Назад к списку