Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Георгий Кутырев. Значение Псалтири и ее богослужебное употребление

Георгий Кутырев

 

Значение Псалтири и ее богослужебное употребление 


 
 
Содержание статьи:

Глава 1. Богослужебное употребление псалмов у древних евреев
Глава 2. Богослужебное употребление псалмов в Православной церкви
Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири
 

 

Введение
Из всех книг, подлежащих нашему рассмотрению, несомненно, наибольшею известностью и интересом среди христианского общества пользуется Псалтирь. Псалтирь, со времени своего появления, сделалась одной из драгоценнейших священных книг мира. Она занимала первое место в богослужении в иудейской церкви. Ей, более чем всякой другой ветхозаветной книгой, пользуются священные новозаветные писатели. Пасхальные псалмы были воспеты Спасителем мира после тайной вечери (Матф.26, 30)
В первые века христианства, псалмы на вечерях любви и вообще в богослужении служили обычными священными гимнами христиан. И до настоящего времени Псалтирь всегда была и есть непременная часть богослужения всех христианских церквей и общин. И не только на священных собраниях, но и в обыденной жизни, Псалтирь всегда была в чрезвычайном употреблении у христиан.
«О других книгах св. Писания, - говорит блаженный Феодорит, - большинство людей почти не знают ничего. Но вы то и дело встретите, как псалмы повторяются и поются в частных домах, на рынках, на улицах, теми, ко­торые заучили их наизусть и которые услаждают себя их божественной мелодией».[1] Во время блаженного Иepoнима, псалмы распевались пахарями, виноградарями и жнецами Палестины при полевых работах. По сви­детельству св. Григория Нисского и путешествующие, и плывущие морем, и занятые сидячими работами, и мужчины и женщины, здоровые и больные, почитают для себя утратою не иметь сего высокого псаломского учения. Даже пиры и свадебные торжества заимствуют себе здесь увеселение. Псалтирь и ныне составляет обычную принадлежность, особенно праздничного, семейного чтения в набожных домах исповедников римской, англиканской, протестантской и иных западных церквей и общин. Наконец, в Русской Православной Церкви Псалтирь есть самая употребительная книга во время богослужения и вместе с тем настольная книга всякого верующего христианина, и целые поколения русского народа приобретали и приобретают искусство чтения на псалмах.
Именно, широкое знакомство с одной из книг канона Священного Писания, ее употребление в Ветхом Завете и, главным образом, в православном богослужении явилось аспектом и задачами нашей работы


 

Глава 1. Богослужебное употребление псалмов
у древних евреев
Прежде, чем приступить к рассмотрению проникновения Псалтири в наше богослужение, мы должны проследить историю возникновения и употребления пения и чтения псалмов в Ветхом Завете.
Начало общественно-церковному употреблению псалмов положено Давидом при его заботах о более торжественном устройстве богослужения. Им была построена новая скиния в Иерусалиме, куда и перенесен Кивот Завета.
В первый раз Давид дал свой псалом для богослужебного исполнения по перенесении Ковчега в Иерусалим; впоследствии псалмы, составляемые им, получали такое же назначение. Кроме Давида псалмы составлялись и другими лицами, Ефаном и сыновьями Кореевыми, так что к концу его жизни количество новых богослужебных песней было очень значительным и отличалось разнообразием содержания.
Порядок употребления псалмов Псалтири был установлен такой: на каждый день был назначен особый псалом, а на дни праздников: Пасхи, Пятидесятницы, Кущей и др. - особые, назначенные для них, псалмы. Так в первый день недели пелся 23-ий Пс., во второй – 47-ой, в третий – 71-ый, в четвертый – 93-ий, в пятый – 80-ый, в шестой – 92-ой и в седьмой - день субботний – 91-ый и Молитва Моисея (89-ый Пс.). Для указанных выше торжественных праздников были позже назначены так называемые псалмы «галлел» или «аллилуйные» (112-117). Они же пелись и в новомесячия.[2]
Давидом при богослужении было введено употребление музыкальных инструментов. Назначение последних было - восполнять силу голоса певцов, так что было бы неточно понимать значение их только как аккомпанемента. Все псалмы пелись в тон голоса певцов и в унисон, с хорами строилась и музыкальная часть, причем как пение, так и музыка отличались громогласием, «играли пред Богом из всей силы», чтобы «громко возвещать глас радования» (1 Пар. 13,8; 15,16).[3]
Музыкальные инструменты были довольно разнообразны: гусли, тимпаны, Псалтири, кимвалы и трубы. Их можно разделить на три рода: А) струнные, Б) духовые и В) ударные.
К струнным принадлежат:
1. «Кинкор», самый употребительный инструмент. Он представляет собою деревянный треугольник, натянутый в длину жилами животных. Число струн бывало 6, 10, 24 и 47; на малострунных играли смычком, а на многострунных - пальцами.
2. «Киннир», позднейший инструмент, употреблялся в дни плача, а первый - в дни веселья,
3. «Китрос» или «самбук» с острыми звуками. Это - кинкор малых размеров, употребляемый женщинами.
4. «Симфония» - дуга с тремя струнами.
5. «Псалтирь» (более поздний инструмент, появившийся около времен плена вавилонского) - звучный ящик, по отверстию которого проводились двойные или тройные струны в числе 10; играли пальцами или смычком,
6. «Невел» отличался от киннора тем, что игра на первом зависела от видоизменения звуков одних и тех же струн, а на кинноре - от разнообразия струн. Невел - прототип испанской гитары.
Б) Духовые:
1. «Керен» - роговая изогнутая труба, возвещавшая праздники, новомесячия, юбилеи.
2. Прямая труба, делавшаяся из меди, серебра или дерева. Эта труба имела более большее, чем керен, назначение в храме: она употреблялась при жертве мира и отправлении воинов на сражение. По разрушении Иерусалима евреи употребляли в память своего унижения керен, как более грубый и простой инструмент. Духовая музыка вообще была слабо развита у евреев.
В) Ударные:
1. Ручной барабан в форме вазы, обтянутой кожей, по которой ударяли железными прутьями. Более всего употреблялся для танцев и веселья.
2. Наподобие нашего бубна - доска, увешанная погремушками. Употреблялся у плакальщиц.
3. «Кимвалы» - медные тарелки, ударяемые одна о другую. Были и малые кимвалы, употреблявшиеся при танцах.[4]
Все перечисленные инструменты, имея каждый в отдельности специальное назначение, как можно думать из приведенного выше изречения книги Паралипоменон входили в оркестр храмовых инструментов и употреблялись при богослужении. Весь оркестр, как мы говорили, играл в унисон с хором; из содержания некоторых псалмов (41, 42, 106 и др.) видно, что у евреев было и антифонное пение, когда один хор начинал, а другой продолжал начатый псалом или повторял за ним какой-либо припев. В пении принимал участие и народ.


 

Глава 2. Богослужебное употребление псалмов
в православной церкви
В христианском богослужении Псалтирь пользуется самым широким употреблением. Начало последнему было положено еще Иисусом Христом, когда Он, по совершении тайной вечери, «воспевши» пошел на гору Елеонскую (Мф. 26, 39). Пасху же Христос совершал по обычаю Иудейскому, по которому требовалось исполнение малого «галлела» (хвалебных псалмов 112-117).[5] По примеру Христа и апостолы, основывая церкви и устраивая там богослужение, заповедовали употреблять Псалтирь, как лучшее средство в христианской молитве (Еф 5, 18-19; Кол 3, 16; 1 Кор. 14, 15 и 26).
В первые три века, о чем свидетельствуют «Постановления Апостольские» (кн. 2, гл. 59), Псалтирь являлась существенною частью всякого богослужения. В четвертом веке для удобства употребления Псалтирь была разделена на 20 кафизм (т. е. сидений, так как по окончании пения положенных псалмов, когда читались отеческие писания и жития святых, можно было сидеть, псалмы же выслушивались стоя), каждая же кафизма на три славы (слова: «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу).
Настоящее употребление Псалтири в Православной Церкви определяется особым уставом о ней. По этому уставу употребление Псалтири в продолжение года разделяется на четыре периода.
Первый период простирается от недели антипасхи до 22 сентября (до отдания праздника Воздвижения Креста Господня). На вечерни в субботу Светлой недели читается 1 кафизма (1-8 Пс.), на утрени Фоминой недели кафизмы 2 и З (Пс. 9-16 и 17-23), в прочие воскресные дни читается еще кафизма 17 (Пс. 118). На воскресных вечернях кафизм не полагается в продолжение года. За каждые шесть дней недели прочитываются остальные кафизмы: на вечерни одна, на утрени - две. На полуночницах понедельника, вторника, среды, четверга и пятницы в продолжение года читается кафизма 17, а в субботу всегда кафизма 9 (Пс. 64-69).
Второй период простирается от 22 сентября до 19 декабря. В этот период на утрени с понедельника до субботы полагаются три рядовые кафизмы, а на вечерни кафизма 18 (Пс. 119-133), на утрени в воскресенье к двум рядовым кафизмам (2 и 3) присоединяется пение псалмов 134 и 135.
Третий период - от 20 декабря до сырной недели. В начале этого периода до 14 января (отдания праздника Богоявления) Псалтирь употребляется также, как и в первый период, т. е. две кафизмы на утрени и одна рядовая на вечерни. С 15 января до субботы пред неделей «о блудном сыне» полагаются три кафизмы на утрени и на вечерни кафизма 18. В воскресенье недели «блудного сына», мясопустной и сырной после псалмов полиелейных (134 и 135) поется псалом 136 – «на реках вавилонских». В мясопустную и сырную неделю на утрени полагаются две кафизмы, а на вечерни одна рядовая.
Четвертый период обнимает собою Четыредесятницу. В течение шести недель Великого поста каждую неделю прочитывается Псалтирь два раза преимущественно на утрени и часах. В понедельник, вторник, среду, четверг и пятницу пятой недели на вечерни полагается особая кафизма на каждый день, тогда как в эти пять дней остальных недель поста на вечерни полагается кафизма 18. На страстной неделе кафизмы читаются до четверга на утрени и на часах; с четверга Псалтирь отлагается до субботы Фоминой недели; только в великую субботу на утрени поется кафизма 17 с припевами.
Кроме кафизм, на утреннем и вечернем богослужениях употребляются следующие псалмы: «предначинательный» 103, на вечерни - 140, 141 и 129, на повечерии малом «покаянные» - 50, 69, 142; на полуночнице повседневной Пс. 50, 120 и 133; на утрени - 19 и 20, на шестопсалмии - 3, 37, 62, 87, 102 и 142 и хвалитные - 148-150. На первом часе - Пс. 5, 69 и 100, входящие в состав утреннего богослужения, на третьем - 16, 24 и 59, на шестом - 53, 54 и 90; последние два часа читаются во время совершения проскомидии; на девятом часе, входящем в состав вечернего богослужения, читаются Пс. 83, 64 и 85.[6]
В христианской Церкви псалмы читаются и поются. Пение бывает трех родов: «антифонное» на два хора или с канонархом, возглашающим часть псалма, которую хор за ним повторяет, «нотное» отличающееся разнообразием своей гармонии и мелодии, и «простое», сходное с речитативным пением. Музыка в православном богослужении не принята. Это потому, что в православном богослужении стараются выделить содержание песней, которые могут научить молящихся, музыка же инструментальная может препятствовать усвоению заключающихся в песнопениях мыслей; отсюда и задачей хора является, кроме стройного исполнения голосовой музыки, отчетливость и ясность произношения. В католической же церкви и у протестантов введена при богослужении музыка, как необходимая принадлежность храмового богослужения. Последним введением преследовалась цель не столько дать определенное содержание мысли молящегося, как у православных, сколько подействовать стройными и мелодичными звуками музыки на его настроение.


 

Глава 3. Высокое значение и польза Псалтири
Все псалмы по своему содержанию принято делить на отделы. Этопсалмы хвалебные, псалмы благодарственные, псалмы, содержащие прошение или молитву о даровании просимого, уте­шительные, содержащие побуждение к дея­тельности и, наконец, псалмы, содержащие искусство или правила добродетельной жизни. Именно они не только побуждают делать или не делать то или иное, но и предлагают совет каким способом,  жить добродетельно.
Действительно, книга псалмов - это общедоступная лечебница, где излечивается всякая болезнь,- это верное вра­чебное средство. И что весьма достойно удивления, так это то, что слова ее доступны всем людям - вот особенность, свойствен­ная одной этой книге. И действительно, нет в людях ни такого действия, ни такого намерения, ни такой страсти, ни такого помышления, против которого не нашел бы здесь кто - либо врачевания. Подлинно она представляет изобилие всякого созерцания и правил жизни. Это общественная сокровищница настав­лений, содержащая в себе при этом только то, что полезно. Ведь она и раны застарелые излечивает, и человеку только что ра­ненному доставляет быстрое облегчение от боли. Вместе с тем, Псалтирь предохраняет так­же от повреждения еще неповрежденное и во­обще уничтожает всякое страдание. Все это совершается в соединении с неким отрадным успокоением и благоразумной жизнью, чтобы посредством благоразумия и мягкости речи, когда за этой мягкостью для нас становится как бы не заметным слышимое нами, мы восприняли в себя пользу от этих слов. Это подобно тому, как делают опытные врачи, которые при слишком острых лекарствах обмазывают медом тот сосуд, в котором дается лекарство больному. Точно так и мы, когда поем псалмы, то, по-видимому, издаем только звуки и произносим слова, на самом же деле, назидаем наши души и поддерживаем нена­рушимую память божественных слов. Псалом есть собеседование с Богом. Псалом приближает к нам ангелов, отгоняет от нас бесов, возбуждает ясное настроение в душе, облегчает дневные труды наши, служит средством защитынас от ночных страхов, для начинающих учиться - он есть самое первое и основное наставление, для успевающих в учении -он еще большее знание, для оканчивающих его он утверждение в приобретенных познаниях.[7]
Псалом - это неодолимый щит, самое лучшее украшение для царей и подданных, как - то: начальников и находящихся под начальством, для воинов и для людей вовсе не знакомых с военным искусством, для образованных и не образованных, для отшельников и для людей принимающих участие в делах государственных, для священников и мирян, для живущих на суше и островитян, для земледельцев и мореплавателей, для ремесленников и не знающих вовсе никакого ремесла, для мужчин и женщин, для старцев и юно­шей, для людей всякого происхождения, воз­раста, положения в свете, для людей всякой профессии, - украшение как вообще, так и в частности и даже в каждую минуту, как у себя дома, так равно и в собрании, в храме, на поле, в пустыне, в дороге и вообще всюду.[8] Поистине, псалом для человека это совершенно тоже, что веяние воздуха, или разлитие света, или употребление огня и воды, или вообще что-нибудь такое, что всякому и необходимо и полезно. И в высшей степени достойно удивления то, что работающие, не отвлекаясь пением псалмов от своей работы, облегчают, однако же, этим ее трудность. Цель же всего этого одна, именно та, чтобы сделаться добрым учеником сих вещей, и мудрым совершителем, и даже подобным Богу.[9]
«Псалмы потому являются основой, фундаментом всего православного богослужения,- говорит митрополит Вениамин (Федченков), - что богатство их содержания, было столь обширно, что удовлетворяло всем нуждам души. Здесь и сознание своей греховности, и преследование врагами, и беспомощность в борьбе, и упование на силу Божию, и благодарение за помощь, и слава за творение и промышление Божие, и упокоение под кровом Божиим, ...и моление об избавлении от всяких бед, и любовь к Богу, и обличение грешников».[10] Но если все это свести к основным мотивам, то в псалмах мы увидим главным образом веру, покаяние, упование и славословие. И еще теснее: покаяние с надеждой.


 

Заключение
Обозренная нами ветхозаветная книга предстала перед нами как смысловая и неотделимая часть православного богослужения. Для более полного раскрытия мы взяли историческое значение пения псалмов. Древние евреи, как было сказано, при совершении богослужения употребляли музыкальные инструменты, которые были введены в свою очередь пророком, псалмопевцем и, поистине поэтом Давидом. Псалтирь как род струнных инструментов непосредственно имел употребление в богослужении евреев. Исторический путь той или иной книги Священного Писания значительно важен, неоценим вклад в становлении гимнографии и всего богослужебного строя без Псалтири.
Основываясь на цитатах Священного Писания, мы показали, что Псалтирь, именно, употреблялась и в Новом Завете. Это дало нам опору в рассмотрении Псалтири, как гимнографического текста в развитии употребления священной книги православной церкви.
Четыре, именно, столько дает устав в своей семнадцатой главе, периода, в которые Псалтирь употребляется в богослужении православных. Вкратце мы не только обозначили их, но и показали, что каждый псалом, имея свою смысловую нагрузку, употребляется при совершении того или иного богослужения.
Также необходимо было отметить роль и значение пения или чтения Псалтири. Нам удалось выяснить, что практическое употребление книги имело место быть не только в священных собраниях, храмах, Псалтирь читалась всеми, везде, при всяком настроении. Псалтирь и повышала дух, и утешала и врачевала. Вряд ли мы найдем того отца, то или иное произведение христианской письменности, которое бы не ссылалось на Псалтирь. Имея такое духовное лекарство в православном богослужении, мы должны осознать, что действие его ведет нас ко спасению.


 

Список использованной литературы
1. Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения священного Писания в России. –М,2001,№3 (29). Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа.
2. Архиепископ Вениамин (Федченков). «О богослужении Православной Церкви», - СТСЛ, «Отчий дом»,М.,1999г.с.145
2. Библия: Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета.- М.: Рос. Библ. Общество, 2001.- 1337 с.
3. Псалтирь в святоотеческом изъяснении.- св. гора Афон: Изд. Афон. Рус. Пантелеимонова монастыря, 1997.- 537 с.
4. Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Киррского.- М.: Изд. храма во имя Преображения Господня, 1997.- 694 с.
5. Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена (греческого философа и монаха). Изъяснения по святоотеческим толкованиям: Пер. с греч. – Репринт. Изд.- М.: Донской монастырь, 1993.- 420 с.
6. Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М.: Православ. Свято-Тихоновский богослов. ин-т,- Кн. 2: Частное историческо - критическое введение в священные Ветхозаветные книги.- 2003.- 476.
7. Юнгеров П. А. Вероучение псалтири, его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения.- Казань: Типо-литогр. имп. ун-та, 1897.- 149 с.
8. http:// lib. eparhia- saratov. ru. Информационно-аналитический портал Саратовской епархии Русской Православной Церкви (16 октября 2009)




[1] Псалтирь с объяснением значения каждого стиха блаженного Феодорита, епископа Киррского.- М.,- 1997.- с. 94.
[2] Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М, - 2003.- с 208.
[3] http:// lib. eparhia- saratov. ru
[4] http:// lib. eparhia- saratov. ru
[5] Юнгеров П. А. Вероучение псалтири, его особенности и значение в общей системе Библейского вероучения.- Казань,- 1897.- с 8.
[6] Юнгеров П. А. Введение в Ветхий Завет.- М,- 2003.- с.226.
[7] Толковая Псалтирь Евфимия Зигабена. Изъяснения по святоотеческим толкованиям: Пер. с греч. –М.: Донской монастырь, 1993.- с 5.
[8] Альфа и Омега: Ученые записки Общества для распространения священного Писания в России. –М,2001,№3 (29). Употребление книги Псалтирь в древнем быту русского народа.
[9] Там же.- с 6.
[10] Архиепископ Вениамин (Федченков). «О богослужении Православной Церкви», - СТСЛ, «Отчий дом»,М.,1999г.с.48

span style=


Назад к списку