Егоров Антоний. Беседа на Евангелие: "Я есмь хлеб, сшедший с небес"
Господь сказал: воля Пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес. И говорили: не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? Иисус сказал им в ответ: не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день.
Ин., 22 зач., 6, 40-44, зач. 22
--"Бога не видел никто никогда". (Ин. 1:18). Теперь же Сам Бог, воплотившись, пришел в мир, "чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную". Мессия оказался не таким, каким ожидали увидеть его иудеи. Это был вовсе не царь, который должен устроить земное царство благополучия и изобилия, щедро одарив израильский народ и освободив его от римского ига. Иисус обещает не земные блага. Он призывает к неведомой Иудеям вечной жизни, Царству Небесному. Более того, уверовавших Он обещает воскресить в последний день, опровергая тем самым учение саддукеев. Господь даровал людям совершенно новые и великие обетования, однако не все захотели спатись. "И сбывается над ними пророчество Исаии, которое говорит: слухом услышите — и не уразумеете, и глазами смотреть будете — и не увидите, ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их".(Лк 13: 15). Вместо того, чтобы радостно принять спасительное учение, "возроптали на Него Иудеи за то, что Он сказал: Я есмь хлеб, сшедший с небес". Народ наверняка не стал бы роптать, если бы Господь пообещал им чувственного хлеба. Напротив, он бы охотно последовал за Христом, подобно тем 5000 людей, которых Сын Божий насытил в пустыне. Но Иисус говорит: "Я есмь хлеб, сшедший с небес". Для чувственных Иудеев с огрубевшим сердцем, которые чаяли восстановления Царства Израилю, это было ошеломляющим заявлением. "Что значит- Я есмь хлеб? И как Он смеет говорить, что сшел с небес? Не богохульство ли это? Не бес ли в Нем?" "Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: я сшел с небес? . "Аз есмь хлеб животный", говорит о Себе дальше Христос, "хлеб жизни", хлеб живой, а не бездушный, какой была манна. Манна питала только тело, а потому те, кто ее ели, умерли; хлеб же, сходящий с небес действительным образом, а не только видимым, как манна, таков, что кто будет есть Его, "не умрет", но "жив будет во веки". Этот хлеб, сшедший с небес, Сам Господь Иисус Христос. Еще более ясно и определенно говорит Господь дальше, что этот хлеб есть Плоть Его, Которую Он отдает за жизнь мира, имея в виду предстоящую Ему крестную смерть на Голгофе во искупление грехов всего человечества.(архиеп. Аверкий)"Он сын плотника , а утверждает, что сшел с небес! Да не вышел ли Он из себя?!" Иисус, понимая их величайшее удивление, говорит: "не ропщите между собою. Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день". Бог даровал человеку свободу. Многие идут прострынным путем, и гораздо меньше людей отыскали путь узкий, ведущий ко спасению. Нелегко принять новое поразительное учение, нелегко последовать ему, нелегко поверить, что бедный Назорей - Христос, долгожданный Мессия. Бог не может коснуться человеческой свободы. Только от произволения человека зависит, идти к Нему или нет. "Отец привлекает тех, которые имеют способность по их произволению, а тех, которые сами себя сделали неспособными, не привлекает к вере. Ибо как магнит привлекает не все, к чему приближается, а одно только железо, так и Бог ко всем приближается, но привлекает только тех, которые способны и обнаруживают некоторое родство с Ним. Отец привлекает и приводит к Сыну; а Сын воскрешает и оживляет, даруя дыхание в добре и жизнь, которая есть Дух Святый. "(Фефилакт Болгарский). И еще раз повторяет Господь обещание "Я воскрешу его в последний день". Не вразумятся ли иудеи, не оттает ли наконец их оледеневшее сердце? Возможно, при повторении этого радостного обетования Отец Небесный привлек к себе новые души, наполнив их светом веры. Ибо у Бога не бывает ненужных слов. И сегодня Господь снова призывает людей к себе этим обетованием, и будет призывать до конца истории. Только бы человек открыл Евангелие, чтобы Слова Сеятеля Христа упали в его душу, как на добрую землю. Только бы человек всем сердцем усвоил истины евангельского учения и последовал за Господом, отвергнувшись себя! Церковь Христова призывает и будет призывать людей к Доброму Пастырю, Отец Небесный привлекал и будет привлекать бессмертные души.Недаром мы молимся на Литургии: "Верные, об оглашенных помолимся, да Господь помилует их, огласит их Словом истины, открыет им Евангелие Правды..." "Ты бо еси Хлеб животный, Источник святыни, податель благих, и тебе славу воссылаем..." Будем же и мы стремиться не к чувственному хлебу, который искали Иудеи, но к хлебу жизни - к Телу Христову,и к Крови его, которая “истинно есть Питие”, будем питать Ими душу " во оставление грехов и в жизнь вечную". Аминь
Назад к списку