Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Когда праздновать годовщину Бородинской битвы 7 или 8 сентября?

 

 
Е. В. Пчелов
 
 
 
 
Когда праздновать годовщину Бородинской битвы?
(Решение простой хронологической задачи)
 

В последнее время в нашем обществе царит ситуация полного хронологического хаоса. Главными его признаками являются два момента. Во-первых, наличие трех нулей в дате 2000-го года настолько зачаровало всех, что чуть ли не общепринятым стало мнение, будто новый век, а значит, и третье тысячелетие, уже наступили 1 января 2000 г. Хотя не нужно быть математиком, чтобы понять, что третья тысяча начинается с 2001 года, или историком, чтобы осознать, что никакого «нулевого» года нашей эры не было и быть не могло. Тем не менее ради коммерческого успеха (вот пример, полного попрания истины ради примитивной финансовой выгоды) «все прогрессивное человечество», во главе с Британией, по территории которой проходит нулевой меридиан, уже радостно отметило приход нового «миллениума» (на волне «праздничной» истерии средств массовой информации это словечко ненадолго «влетело» в наш русский язык). Грандиозные торжества прокатились по всей планете, вплоть до далекого Китая, где своеобразными ритуальными плясками встретили первые лучи восходящего солнца. В некоторых странах празднование больше напоминало демонический шабаш. Самое прискорбное, что на поводу у раскрутившегося коммерческого маховика пошли и главы крупнейших христианских церквей. Римский папа обратился с приветственным словом к многотысячной толпе, собравшейся на площади Святого Петра в Риме, а главы православных церквей собрались на праздничную литургию в Иерусалиме 7 января 2000 г., якобы, встречая 2000-летие Рождества Христова по юлианскому календарю (на самом деле, по условной хронологической системе этого календаря, 2000-ю годовщину Рождества Спасителя надо отмечать 7 января 2002 г.). Теперь остается только подождать, может быть 1 января 2001 г. тоже отметят как наступление нового века и тысячелетия? Ведь встречали же новый век дважды — в 1900 и 1901 гг. в некоторых странах.
Второй путь внесения сумбура в хронологические вопросы более сложен и связан с государственной, даже законодательной деятельностью власть предержащих.
10 февраля 1995 г. Государственная дума приняла Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России», который 13 марта того же года был утвержден президентом Российской Федерации. В этом законе отмечены в качестве памятных дат крупнейшие победы русского оружия, начиная с Ледового побоища. Вот список этих дат и событий.
18 апреля — День победы русских воинов князя Александра Невского над немецкими рыцарями на Чудском озере (Ледовое побоище, 1242);
21 сентября — День победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (1380);
ноября — День освобождения Москвы силами народного ополчения под руководством Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского от польских интервентов (1612);
10 июля — День победы русской армии под командованием Петра Первого над шведами в Полтавском сражении (1709);
9 августа — День первой в российской истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут (1714);
24 декабря — День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А. В. Суворова (1790);
11 сентября — День победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (1790);
8   сентября — День Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией (1812);
1 декабря — День победы русской эскадры под командованием П. С. Нахимова над турецкой эскадрой у мыса Синоп (1853);
23 февраля — День победы Красной армии над кайзеровскими войсками Германии (1918) — День защитников Отечества;
5 декабря — День начала контрнаступления советских войск против немецко-фашистских войск в битве под Москвой (1941);
2 февраля — День разгрома советскими войсками немецко - фашистских войск в Сталинградской битве (1943);
23 августа — День разгрома советскими войсками немецко-фашистских войск в Курской битве (1943);
27 января — День снятия блокады города Ленинграда (1944);
9   мая — День Победы советского народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. (1945).
Сразу замечу, что сам вышеприведенный текст, дословно взятый из первой статьи рассматриваемого закона содержит серьезные огрехи как стилистического (набор расхожих, но отнюдь не точных клише), так и чисто фактического плана, в том числе и грубые ошибки. Разве, к примеру, в феврале 1918 г. у Германии могли быть какие-то иные, нежели «кайзеровские», войска? Разве под словом «Ленинград» можно подразумевать что-либо другое, если не город? И разве была какая-нибудь иная Великая Отечественная война, кроме как в 1941—1945 гг.? Не говоря уже о том, что битва у мыса Гангут не могла быть «первой в российской истории» морской победой, поскольку еще в X в. русские корабли успешно воевали против Византийской империи и даже несколько раз брали Константинополь в осаду. Мыс же Тендра, у которого одержал победу флот под командованием Ф. Ф. Ушакова, на самом деле является островом! Нарушена в данном случае и хронологическая последовательность, так как сражение у о. Тендра произошло раньше, чем взятие Суворовым Измаила.
Но самое большое недоумение вызывают даты отмеченных событий. Их анализ показывает, что вроде бы все они даны по современному, принятому в России Григорианскому календарю (так называемый новый стиль), тогда как до 1918 г. в нашей стране использовался, как известно, другой, Юлианский календарь (старый стиль). Но «переведены» они с одного календаря на другой весьма странно. Вот какие соответствия получаются в этом случае:
Ледовое побоище, 1242 г.: 5 — 18 апреля;
Куликовская битва, 1380 г.: 8 — 21 сентября;
Освобождение Москвы, 1612 г.: 25 октября — 7 ноября (это особенно замечательное совпадение!);
Полтавское сражение, 1709 г.: 27 июня — 10 июля;
Гангутская победа, 1714 г.: 27 июля — 9 августа;
Взятие Измаила, 1790 г.: И — 24 декабря;
Тендра, 1790 г.: 29 августа — И сентября;
Бородино, 1812 г.: 26 августа — 8 сентября;
Синопское сражение, 1853 г.: 18 ноября — 1 декабря.
Остальные даты относятся к истории XX в., и события, им соответствующие, произошли уже после календарной реформы 1918 г.
Нетрудно заметить, что все даты «переведены» путем прибавления 13-ти дней независимо от того, в каком веке то или иное сражение произошло. Таким образом, получается, что и в XIII в., и в XX разница между календарями была одинаковой!?
Важно и то, что даже в самих датах этих знаменательных событий допущена ошибка. Так, договор о капитуляции польского гарнизона в осажденном Кремле (кстати, оборона полковника Струся была не менее героической, чем Троице-Сергиева монастыря или Смоленска во время той же Смуты) был подписан не 25, а 26 октября 1612 г., тогда же ополченцы и вошли в Кремль. Следовательно, по логике авторов закона этот день должен соответствовать не 7, а 8 ноября.
Дальше — больше. В связи с приближавшимся юбилеем Пушкина в журнале «Русский дом» (август 1998 г.) появилась статья «Когда родился поэт?» Там утверждается, что нужно праздновать день рождения Пушкина не 6, а 8 июня, т. е. прибавлять при переводе даты все те же 13 дней. Более того, авторы предлагают вообще даты всех событий, безразлично в каком веке случившихся, переводить на новый стиль (подчеркиваю, именно переводить на новый!), прибавляя 13 дней. Это, якобы, устранит «многолетнюю фальсификацию в нашей культуре», которая лишала памятные даты .их необыкновенного духовного содержания, прерывала «времен связующую нить» и даже «унижала обычаи народа». Всех несогласных ретивые публицисты скопом объявляют «невеждами». Думаю, необходимо разобраться в том, кого же в действительности можно назвать невеждами и фальсификаторами. Тем более, что вопрос отнюдь не праздный, поскольку затронуто важнейшее условие жизни общества — система времяисчисления.
Как известно, до 1918 г. Россия жила по Юлианскому календарю. Этот календарь является солнечным, т. е. он основан на наблюдениях за видимым движением Солнца. Главной единицей счета времени во всех солнечных календарях является так называемый тропический, или астрономический год — промежуток времени между одним весенним равноденствием и другим. По точным астрономическим расчетам он составляет 365 суток 5 час. 48 мин. и 46 сек. Астрономический год — основа времяисчисления и в Юлианском календаре. Он был введен по инициативе диктатора и верховного понтифика Юлия Цезаря в Древнем Риме в 46 г. до Рождества Христова (отсюда и его название — Юлианский) на основе единственного существовавшего тогда солнечного календаря — древнеегипетского. Однако средняя величина года в Юлианском календаре была немного больше длины истинного, тропического года. В Юлианском календаре год состоит из 365 суток, а в каждый четвертый год добавляется еще один дополнительный день к февралю. Таким образом, в среднем длина года в Юлианском календаре составляет 365 суток и 6 час., т. е. юлианский год длиннее астрономического на 11 мин. 14 сек. В пределах одного года или даже нескольких лет эта разница не очень существенна, поэтому ей и решили первоначально пренебречь. Но проходили десятилетия и века... Из-за отставания Юлианского календаря от реальной смены лет за 128 лет эта разница составила уже одни сутки, а за 1280 лет — 10 суток.
Как отразилось это на жизни христианского мира? Дело в том, что в 325 г. на Первом Вселенском соборе христианской церкви, который проходил в городе Никее (ныне город Изник на территории Турции), Юлианский календарь был признан обязательным для всех христиан. А в христианском календаре важнейшим праздником, как известно, является Пасха. Пасха — переходящий праздник, т. е. может приходиться на разные числа в определенном временном промежутке. Промежуток этот зависит от двух явлений: весеннего равноденствия и полнолуния. Пасха празднуется в первое воскресенье после полнолуния, которое произошло в день весеннего равноденствия или после него. А весеннее равноденствие в 325 г. приходилось на 21 марта. Так этот день и считали днем равноденствия и уже от него вычисляли Пасху. Между тем юлианский год оставался длиннее истинного, астрономического, и с течением времени разница все увеличивалась. Это привело к тому, что реальное время весеннего равноденствия перестало совпадать с календарным, и, постепенно сдвигаясь, к концу XVI в. пришлось уже не на 21 марта, а на 11 марта. Но по календарю все равно продолжали считать, что равноденствие наступает 21 марта, а значит, Пасха постепенно смещалась все ближе и ближе к лету. Если бы календарь оставался неизменным, в конечном итоге Пасха перестала бы быть весенним праздником.
Запаздывание Юлианского календаря относительно реальной смены лет впервые было замечено византийскими учеными еще в начале XIVв., но только в 1582 г. римский папа Григорий XIII(Уго Бонкомпаньи) издал буллу, исправившую календарь по проекту перуджианского врача и математика Луиджи Джильо Гаралли (1520—1576). Новый календарь стал называться Григорианским. Разница в 10 дней была ликвидирована, когда после 4 октября 1582 г. предписывалось считать не 5, а сразу 15 октября. А чтобы предотвратить запаздывание календаря в будущем, в каждые 400 лет три високосных года нужно было считать простыми (примерно за 400 лет разница между Юлианским календарем и сменой реальных лет составляет трое суток). Какие же годы стали таковыми? В Юлианском календаре високосным является каждый четвертый год: это последние годы столетий — «нулевые» (например, 1600, 1700, 1800) и годы, две последних цифры которых делятся на 4 (например, 1604, 1708, 1812). В Григорианском календаре из каждых четырех нулевых годов только один оставался високосным — тот, две первые цифры которого делились на четыре. Например, из четырех лет — 1600, 1700, 1800, 1900 только 1600 был високосным в Григорианском календаре.
К чему это привело на практике? Во время реформы разница между календарями была в 10 дней. Наступил 1600г., он был високосным и по Юлианскому, и по Григорианском календарям, значит разница осталась прежней. Потом наступил 1700 г. Он был високосным по Юлианскому календарю, а по Григорианскому простым, т. е. в одном календаре было 29 февраля, а в другом этого дня не было. Следовательно, с 1 марта 1700г. разница между календарями увеличилась на один день; 1 марта 1800 г. — еще на один день, 1 марта 1900 г. — еще на один. А значит, чтобы перевести дату с Юлианского календаря на Григорианский, с 1 марта 1700 г. надо прибавлять 11 дней, с 1 марта 1800 г. — 12, а с 1 марта 1900 г. — уже 13 дней (и так до 1 марта 2100 г.).
Принятие Григорианского календаря было очень длительным. Сразу он был принят только католическими странами. Протестантские государства перешли на него позднее. Например, в Германских государствах реформа завершилась только в 1700 г., в Англии прошла в 1752 г., а в Швеции — в 1753 г. Православная церковь с самого начала заняла отрицательную позицию в этом вопросе. Уже на следующий год после папской буллы, в 1583 г., Константинопольский собор объявил реформу «латинской ересью». Это произошло потому, что реформу провел папа по своей инициативе, не было даже решения какого-либо католического (не говоря уж о Вселенском) собора. А во-вторых, теперь прежний ход праздников нарушался, и христианская Пасха (католическая) могла совпасть с иудейской. Поэтому в тех странах, где господствовала православная церковь, реформа прошла только в начале XX в. и была связана с революционными событиями. В дореволюционной России велись дискуссии о введении нового календаря, работали даже специальные комиссии, в одной из которых активное участие принимал Д. И. Менделеев. Но переход на Григорианский календарь был невозможен из-за позиции Русской Православной Церкви, для чего имелись серьезные юридические основания. Согласно 62 и 63 статьям (седьмая глава первого раздела) Свода основных государственных законов Российской Империи (1906 г.), «первенствующей и господствующей в Российской Империи» верой была «Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания», а «Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедовать никакой иной веры, кроме Православной». Следовательно, как православное государство Россия на новый календарь перейти не могла.
После революционных событий 1917 г. Советская власть на протяжении 1918—1930-х гг. неоднократно пыталась изменить календарь. Во многом образцом для этих изменений служил календарь французской революции, введенный декретом 25 октября 1793 г. (действовал до 1 января 1806 г. и с 18 марта по 28 мая 1871 г.). Реформы шли в нескольких направлениях, но главным их пунктом был декрет (от 24 января 1918 г.) Совнаркома «О введении в Российской республике западно-европейского календаря», согласно которому Григорианский календарь вводился с 31 января 1918 г. Сразу после этого дня следовало не 1 февраля, а 14-е, поскольку к тому времени разница между календарями составляла 13 дней. Имелись ли какие-либо юридические основания для принятия этого решения, или оно было абсолютно произвольным? Конечно, имелись, поскольку 20 января 1918 г., т. е. за 4 дня до введения нового календаря Совнарком принял декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». Следовательно, РСФСР стала светским государством, и главное препятствие на пути принятия Григорианского календаря в России исчезло.
Важно отметить, что Русская Православная Церковь на Григорианский календарь не перешла, хотя такая попытка и предпринималась в начале 1920-х гг. Тем самым «отделенная от государства» она продолжала и продолжает жить по Юлианскому календарю. Вопрос о реформе календаря для православных церквей остается крайне болезненным. Достаточно сказать, что когда на новый стиль перешла Греческая Православная Церковь, в ней произошел раскол, и значительная ее часть ушла в катакомбы, образовав так называемых старостильников. То же самое случилось и в лоне Румынской Православной Церкви. В настоящее время Юлианский календарь остался официальным календарем только трех Православных Поместных Церквей — Русской (со всеми ее «ответвлениями»), Сербской и Иерусалимского патриархата. Остальные православные церкви перешли или на Григорианский, или на Новоюлианский (немного отличный от Григорианского).
Так как же праздновать нам юбилейные даты, и верно ли они указаны в законе о победных днях России? Дело заключается в том, что в этом документе юлианские даты не переведены на григорианский календарь, а лишь соотнесены, сопоставлены с ним. Поясню это на конкретном примере Бородинского сражения. Оно произошло 26 августа 1812 г. по Юлианскому календарю. Разница между Юлианским и Григорианским в это время составляла 12 дней. Следовательно, чтобы ПЕРЕВЕСТИ дату, надо прибавить к 26 августа 12 дней, и получится 7 сентября. Таким образом, 7 сентября — это дата Бородинской битвы в Григорианском календаре независимо от того, какой сегодня идет век, что XIX, что XXI. Если же продолжать отмечать день Бородина по Юлианскому календарю, то в этом календаре она всегда останется приходящейся на 26 августа, но будет СООТВЕТСТВОВАТЬ разным дням Григорианского календаря, в зависимости от нынешнего века. Например, в XIX в. 26 агуста Юлианского календаря будет соответствовать 7 сентября Григорианского, а в XX в. то же 26 августа Юлианского будет уже соответствовать 8 сентября Григорианского. Такая же ситуация сохранится и в XXI в. А если в 2112г. будут праздновать 300-летие Бородинской баталии, то юлианское 26 августа будет соответствовать 9 сентября Григорианского календаря. Следовательно, определенные числа Юлианского календаря приходятся на разные числа Григорианского в зависимости от того, какой на дворе век. А это значит, что государственный закон устанавливает празднование памятных военных событий по Юлианскому календарю, лишь соотнеся их с теми числами Григорианского, на который они приходятся в XX в.
Так верно ли поступают «ревнители традиций», пытаясь «исправить» «многолетние несправедливости»? Имеют ли законодательные инициативы, осуществленные на практике, юридические основания? Согласно действующей ныне Конституции (ст. 14), «Российская Федерация — светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной», а «религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». Несмотря на то, что эта статья нарушается (например, гражданским праздником в РФ стало Рождество Христово, отмечаемое по негосударственному — Юлианскому календарю, т. е. 7 января), государственным календарем в России остается Григорианский. Декрет о его введении пока никто не отменял. Значит, возможны две альтернативы. Или разработчики закона, депутаты Госдумы, являются настолько православными людьми, что готовы ради этого забыть общегражданское законодательство, или же у них отсутствует элементарное понимание хронологических проблем. Мне думается, вероятнее второе. Но наша страна живет в настоящее время по Григорианскому календарю, именно он является государственным, и это такая же реалия современной российской жизни, как новая орфография или метрическая система. А это значит, что текст закона о памятных военных днях России ошибочен и противоречит и юридическому состоянию современной России, и всем тем историческим данным, которые приведены выше. Параллельное существование в российском обществе двух календарей и приводит к подобного рода путанице.
Если праздновать военные победы России именно по Григорианскому календарю, то они будут приходиться на следующие числа:
Ледовое побоище 1242 г. — 12 апреля (5+7=12);
Куликовская битва 1380 г. — 16 сентября (8+8 = 16);
Освобождение Москвы в 1612 г. — 5 ноября (26 октября+10 = 5 ноября);
Полтавская битва 1709 г. — 8 июля (27 июня + 11 = 8 июля);
Гангутская победа 1714 г. — 7 августа (27 июля + 11=7 августа);
Тендра, 1790 г. — 9 сентября (29 августа + 11=9 сентября);
Взятие Измаила, 1790 г. — 22 декабря (11 + 11=22);
Бородино, 1812 г. — 7 сентября (26 августа + 12 = 7 сентября);
Синопская битва 1853 г. — 30 ноября (18+12 = 30).
В данном списке переведены с Юлианского на Гриогрианский и те даты, которые имели место до проведения реформы в 1582 г. Они обычно в исторической литературе не переводятся, но для государственного празднования их все же, вероятно, следует переводить в зависимости от века, когда эти события произошли.
И еще один немаловажный аспект. Победные дни России, зафиксированные в законе, имеют не только российское, но и мировое историческое значение. Как события, относящиеся к славному прошлому многих народов, они отмечаются и нашими «историческими противниками», то же Бородино — французами (там оно именуется битвой при Москве-реке). И отмечают они их по Григорианскому календарю, потому что в то время их страны уже на него перешли. Так логично ли нам вносить диссонанс в общеевропейскую историческую науку, хронология которой основана на Григорианском календаре?
Конечно, Русская Православная Церковь и православные верующие, разумеется, вправе отмечать годовщины Бородинской битвы (как и других славных дел русского оружия) по принятому Церковью Юлианскому календарю. Но в гражданском законодательстве должны стоять прежде всего григорианские даты, т. е. данные по тому календарю, который является в настоящий момент государственным. Поэтому в законе о днях воинской славы России Бородинское сражение должно быть приурочено к 7 сентября, а Юлианская дата 8-го (для XX и XXI вв.) может указываться как дополнительная. Важно лишь помнить, что в принципе любая хронологическая система условна, и любой исторический юбилей можно отмечать по самым разнообразным календарям, ведь длина года в них отнюдь не одинакова.
Библиография
1.Володомонов Н. В. Календарь: прошлое, настоящее, будущее. М., 1987.
2.Ермолаев И. П. Историческая хронология. Казань, 1980.
3.Каменцева Е. И. Хронология. М., 1967.
4.Климишин И. А. Календарь и хронология. М., 1990.
5.Селешников С. И. История календаря и хронология. М., 1977.
6.Хренов Л. С., Голуб И. Я. Время и календарь. М., 1989.

Назад к списку