Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

История и значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы

 

История праздника Рождества Пресвятой Богородицы
 

 Первое упоминание о празднике Рождества Пресвятой Богородицы мы встречаем в V в. на Востоке в словах Прокла, патриарха Константинопольского (439-446 гг.), а на Западе — в сакраментарии (требнике) папы Геласия (492-496 гг.). Но эти свидетельства, по мнению богословов, не имеют полной достоверности.

 Как считает ряд исследователей, праздник Рождества Пресвятой Богородицы возник, по всей видимости, первоначально в греческой Церкви и вскоре после этого появился в Риме.

 Святой Андрей Критский (+ ок. 712 г.), который составил на праздник Рождества Богородицы два слова и канон, доказывает в каноне, что в этот день должна «ликовствовать вся тварь», «веселиться небо и радоваться земля», «дерзать и играть безчадныя и неплоды».

 Из западных месяцесловов праздник Рождества Пресвятой Богородицы впервые упоминается в римском псевдо-Иеронимовом мартирологе VII в. (в числе 13 дней года, в которые запрещаются публичные дела) и в английском мартирологе Беды (+ 735 г.). Святой папа Сергий (687-701 гг.), по свидетельству Анастасия Библиотекаря (IX в.), установил на этот праздник литанию (крестный ход) от церкви святой Марии. В правилах св. Бонифатия (VIII в.) этот праздник поименован в числе заслуживающих особенного народного чествования.

 Несмотря на упоминания о Рождестве Пресвятой Богородицы в латинских источниках VII в., праздник не имел общего распространения и торжественной службы вплоть до XII–XIII вв. Лишь на Лионском соборе 1245 г. папа Иннокентий IV сделал октаву праздника обязательной для всей западной Церкви, а папа Григорий XI (1370–1378 гг.) установил для праздника вигилию с постом и особую службу литургии.

 Тогда же, в XIII в., на латинском Западе появляется объяснение даты праздника: по преданию, один благочестивый человек несколько лет подряд в ночь под одно и то же число слышал с неба праздничное пение ангелов. Ему было открыто, что ангелы веселятся, так как в эту ночь совершилось Рождество Богородицы. Узнав об этом, папа тотчас распорядился, чтобы по примеру небожителей и на земле праздновалось Рождение Святой Девы.

 Архиепископ Сергий (Спасский) приводит также предположение о том, что праздники Рождества Пресвятой Богородицы и Зачатия Богородицы имеют асийское происхождение и установлены в противовес Олимпийским играм.

 Можно резюмировать, что праздник Рождества Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии относится к очень древним Богородичным праздникам, хотя нельзя точно определить время, когда он появился. Среди Богородичных праздников он – едва ли не последний по времени появления среди двунадесятых.


 С самого возникновения праздника Рождества Пресвятой Богородицы должны были, по логике, появляться в честь него и церковные песнопения. Но в нынешней службе праздника едва ли сохранились какие-либо песни этого периода. В VI веке преподобный Роман Сладкопевец составил тропарь празднику, который поется церковью до настоящего времени. В нынешнюю службу праздника входят песни следующих песнописцев: святого Андрея Критского (VII в.) – второй канон, святого Иоанна Дамаскина (VIII в.) – первый канон, Германа, патриарха Константинопольского (VIII в.) – стихиры на стиховне, Анатолия епископа Солунского (IX в.) – некоторые стихиры на литии, Стефана и Сергия Святоградцев (IX в.) – стихиры на Господи воззвах и некоторые на литии и стиховне, Иосифа Песнописца (IX в.) – канон на предпразднство.


 Произведения песнописцев императорa Льва VI, Георгия епископа Никомидийского были в Богослужебном употреблении, но нынешним уставом не приняты. Официальное введение этого праздника в византийском царстве приписывают царю Маврикию.

Значение праздника Рождества Пресвятой Богородицы

 В Рождестве Пресвятой Богородицы Церковь и святые отцы прославляют великую степень приближения Божества к благодатному единению с человечеством в лице Девы, рожденной по обетованию Божию.

 Святой Андрей Критский называет праздник Рождества Пресвятой Богородицы началом праздников, дверью к благодати и истине. "В Рождестве Божией Матери, - говорит святой Андрей Критский, – Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь уготовляется в новое Божественное жилище Творцу".

Назад к списку