Чтец Константин Джусоев. Возвращение Животворящего Креста в Иерусалим императором Ираклием Великим
Чтец Константин Джусоев
Возвращение Животворящего Креста в Иерусалим императором Ираклием Великим
21 марта 630 года произошло знаменательное событие не только в истории Византийской империи, но Православной Церкви. После продолжительной военной кампании императора Ираклия Великого против персов христианам была возвращена великая святыня – древо Креста Господня, захваченное в апреле 614 года.
«Получив крест Господень, блаженный и боголюбивый царь Ираклий собрал войска свои с веселым и радостным сердцем, пустился в дорогу со всей царской свитой, поклоняясь святому, чудесному и небесному обретению, и достиг св. Града, куда и доставил св. крест вместе со всею церковною утварью, которая спаслась в Византии из рук неприятельских. В день их вшествия в Иерусалим, немало происходило там ликования» [1] .
Значимость происшедшего отразилась в воспоминании праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Обретение Честного Древа произошло в царствование равноапостольного императора Константина Великого, его матерью Еленою. Но именно после возвращения Креста Господня из персидского плена это праздник приобретает широкое распространение и особую торжественность, не только на Востоке, но и на Западе «в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста» [2]. Что же повлияло на особую значимость этого события?
Как замечал Ш. Диль, «в истории Византии VII век – один из самых мрачных периодов» [3]. Это было время, когда на истощенную империю ромеев обрушилась грозная опасность со стороны персов. Когда на престол василевса вступил император Ираклий (610 – 640), положение Византии казалось практически безвыходным. Ежегодно армия персов совершала военные походы на территорию Ромейской империи. В 612 году была потеряна Антиохия и Кесария, в 614 году – Дамаск, в 615 - захвачен Иерусалим, откуда персы перенесли Святой Крест в качестве трофея в Ктесифон. Именно в Иерусалиме произошло страшное избиение мирных граждан, главные святыни Святого Города были разграблены и разрушены, включая храм Воскресения, возведенный еще святой Еленой [4]. Столице империи – Константинополю - угрожали авары (619), Италия была завоевана лангобардами, Византия окончательна утратила Испанию. К 620 году казалось, что «дни Римской империи уже сочтены» [5].
В столь критической для государства ситуации стоит отметить роль Константинопольского патриарха Сергия, чья энергия и дух поддержали императора Ираклия в борьбе с врагами Ромейского государства. Именно патриарх предоставил в распоряжение василевса сокровища Церкви. К 622 году империя была готова к сопротивлению. В этой борьбе ромеи желали восстановить справедливость, их религиозные чувства были оскорблены как никогда. Именно желание вернуть Честный Крест Господень сыграло немаловажную роль в подъеме боевого духа императорской армии.
В продолжение последующих шести лет император Ираклий вел напряженные боевые действия против персидских армий. В 623 году война была перенесена на вражескую территорию. После ряда блестящих побед ромеев и внутренних противоречий персы вынуждены были принять мир (628 г.), одним из пунктов которого было немедленное возвращение из персидского плена Креста Господня. Однако по неизвестным причинам выполнение главного условия Ираклия – возвратить Крест, было замедлено. Возвращение Честного Древа произошло 21 марта 630 года. Всю Ромейскую империю охватила радость. Император лично участвовал в «водружении Креста на том месте, где Он стоял ранее» [6]. Как замечал Г. Острогорский, «этот торжественный акт олицетворял победоносное завершение первой великой войны за веру христианской эры» [7].
Все эти события ярко показывают мотивы многолетней войны ромеев с персами, которые своим погромом Иерусалима и захватом Креста Господня глубоко задели религиозные чувства византийцев. Именно в этой войне имперские войска впервые использовали иконы Христа и Богородицы как символ покровительства христолюбивого воинства [8]. Именно поэтому события военных побед Ираклия над персами отразились в акафисте Богородице «Взбранной Воеводе» и празднике Воздвижения Креста Господня.
Примечания:
[1] Себос, епископ. Повествование об Иракле. Отдел III. Глава XXIX. [электрон. ресурс] http://www.vehi.net/istoriya/armenia/sebeos/0329.html 20.03.2013
[2] Битунов Г. Воздвижение Креста Господня. События праздника и его эортологическая динамика. [электрон. ресурс] http://www.pravoslavie.ru/put/32069.htm 20.03.2013
[3] Диль Ш. История Византийской империи. М., 1948. С. 47
[4] См.: Величко А.М. История Византийских императоров в пяти томах. Том II. М., 2009. С. 270.
[5] Там же. С. 278.
[6] Там же. С. 295.[7] Острогорский Г.А. История Византийского государства… М., 2011. С. 154.
[8] Цит. по: Мейендорф И. прот. История Церкви и восточно-христианская мистика. С. 245.
Назад к списку