1 июля Церковь чтит одну из самых древних икон Божией Матери на Руси – Боголюбскую. Это ли икона Богородицы Пирогощей, которую привезли на Русь вместе со Владимирской, был ли к ней парный образ Христа и был ли на ней изображен св. князь Андрея Боголюбский, рассказывает искусствовед Ирина ЯЗЫКОВА.
Боголюбская икона — одна из самых древних и почитаемых на Руси. Ее приписывали кисти апостола Луки и почитали чудотворной. Однако у иконы непростая судьба, хотя, казалось бы, она не покидала пределы Владимира. Она появилась в княжении Андрея Боголюбского (1155–1174) и князь повелел поставить ее в соборе в честь Рождества Богородицы Боголюбского монастыря. Отсюда одни связывают ее наименование с именем князя, другие — с названием монастыря.
После разрушения монастыря в XVIII в. Боголюбскую поместили в соборе с престолом того же посвящения, возведенном в 1751–1756 гг. на месте древнего. Во II пол. XIX в. чудотворный образ перенесли в новый монастырский собор (1866), названный уже в ее честь. После закрытия обители в 20-х гг. XX в. икона обрела новое место — в приходской церкви во имя святых Иоакима и Анны в Боголюбове, а позже ее перенесли в Успенский собор Владимира. В 1946 г. Боголюбская была изъята из собора и поступила во Владимирский областной краеведческий музей, где находилась вплоть до 1992 г., когда снова была передана Церкви и была поставлена в Успенском соборе владимирского Княгинина Успенского монастыря. Но и на этом не закончилась ее история. В 2009 г. при очередном реставрационном обследовании иконы, ее состояние было найдено катастрофическим, и икону снова перенесли во Владимирский музей. Там она находится по сей день под присмотром реставраторов и музейных работников.
Боголюбская принадлежит к иконографическому типу Агиосоритиссы (от названия часовни Агия Сорос в Константинополе), широко распространенному в византийском искусстве. Богоматерь представлена в рост, с молитвенно воздетыми руками, Ее фигура обращена вправо, взор направлен вверх к благословляющему Иисусу Христу, изображенному в небесном сегменте. В этой иконе выражен ходатайственный и заступнический образ Божьей Матери.
Некоторые исследователи (например, Н. Н. Воронин) считали, что на иконе было первоначально изображение князя Андрея Боголюбского в коленопреклоненной позе у ног Богородицы. Действительно, такие изображения также были распространены в византийском искусстве. Но доказать, что фигура коленопреклоненного князя, действительно, была на иконе, совершенно невозможно, из-за плохой сохранности красочного слоя особенно в нижней части доски.
Иконографические особенности и размеры (185 см) Боголюбской иконы свидетельствуют о том, что она была предалтарным образом, крепилась на алтарном столбе, и, скорее всего, парным к ней был ныне утраченный образ Иисуса Христа в рост.
Икона написана на доске с широкими полями. Вследствие неоднократных поновлений первоначальная живопись сохранилась очень плохо. Верхнее поле ее украшено изображением деисусного чина из пяти фигур, которое, могло появиться при поновлении иконы в конце XII в. после разорения Боголюбова рязанским князем Глебом. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», пятифигурный деисус на Боголюбской повторял походные иконы кн. Андрея Боголюбского, перед которыми он молился в своем шатре. Образ Иисуса Христа в сегменте и свиток в руке Богоматери написаны также позже, примерно на рубеже XIII–XIV вв. Были ли они первоначально, предположить трудно.
Возможно, их написание связано с инициативой митрополита Максима, переехавшего из Киева во Владимир, который заказал для чудотворной иконы новый серебряный оклад, заменивший первоначальный. Реставрационные рентгенограммы показали многочисленные следы крепления деталей драгоценного убора иконы, в том числе накладных звезд на одежде Богоматери. В последующие века икону неоднократно украшали корунами, цатами, подвесками, новыми окладами и проч, многочиселнные следы от крепления их можно видеть на доске. В 1820 г. жители Владимира украсили Боголюбскую икону сплошным серебряным окладом, который во второй половине XIX в. был дополнен чеканным изображением Боголюбского монастыря в правом нижнем углу. А на свитке в руках Богоматери был выбит текст: «Владыко многомилостиве, Сыне и Боже Мой, молю Тя, да пребудет Божественная благодать на людех Твоих и светозарный луч славы Твоея да нисходит выну на место, Мною избранное».
Только в 1918 г. икона была освобождена от оклада и громоздкого киота и частично раскрыта реставраторами Комиссии по сохранению и реставрации памятников древней живописи в России во главе с Г. О. Чириковым под наблюдением А. И. Анисимова, В. Т. Георгиевского и И. Э. Грабаря. Они уже тогда констатировали плохую сохранность жиаописи в следствие многих поновлений и креплений окладов. Дополнительные работы по укреплению и расчистке Боголюбской проводились в ГЦХРМ (ВХНРЦ) Ф. А. Модоровым в 1946, Н. А. Баранов в 1956 и в 1958–1976 гг. под рук. Н. Н. Померанцева (реставраторы: Баранов, с 1963 М. В. Романова).
В результате были раскрыты лик Богоматери, частично Ее одежды, деисусный чин на верхнем поле, фрагменты первоначальной живописи на поземе и полях. На изображении свитка оставлена запись XIX в. Реставрационные работы и исследования показали, что, несмотря на многочисленные утраты, вставки позднего грунта, записи и тонировки, живопись иконы, особенно лика Богоматери, указывает на близость к столичной византийской школе XII в. и позволяет предположить, что ее создателем был греческий иконописец.
Согласно преданию, икона написана в память явления князю Андрею Боголюбскому. Но это предание позднее, поскольку житие Андрея Боголюбского было составлено только в нач. XVIII в. Скорей всего икона написана примерно в третьей четверти XII в., и не русским мастером, а греком, и не во Владимире, а в Константинополе.
Боголюбская икона современница знаменитой Владимирской. Некоторые исследователи даже делали предположение, что она прибыла на Русь вместе с Владимирской, и была первоначально в Киеве. Откуда ее вывез Андрея Боголюбский. Летопись, действительно упоминает некую икону Богоматери Пирогощей, привезенной вместе с Владимирской. Но эту гипотезу трудно доказать. Зато сама живопись Боголюбской свидетельствует о высоком живописном мастерстве, это видно особенно на личном письме Боголюбской, которое необычайно тонкое, прозрачное и многослойное. А образ Богоматери на этой иконе необыкновенно возвышенный и вдохновенный. Таких икон на Руси было совсем немного.
Боголюбская икона, на которой представлен образ заступничества Богоматери, впоследствии вдохновила древнерусских иконописцев на создании икон, в которых у ног Божьей Матери изображали и соловецких святых, и московских государей, и простых людей.
Общецерковное почитание Боголюбской иконы было установлено в последней трети XVII в. Это связано с особым почитанием Нарышкиными Андрея Боголюбского. Известно, что в 1672 г. крещение царевича Петра Алексеевича было специально приурочено ко дню памяти апостолов Петра и Павла, в канун праздника которых был убит кн. Андрей Боголюбский. Согласно «Летописи Боголюбского монастыря», в 1681 г. обитель посетил царь Феодор Алексеевич, приложивший к иконе свой наперсный крест. В 1682 г. до дня празднования Боголюбской иконы были отложены похороны Ивана и Андрея Нарышкиных, убитых во время стрелецкого восстания братьев царицы Наталии Кирилловны, а в 1684–1687 гг. над местом их погребения в московском Высокопетровском монастыре выстроена церковь в честь Боголюбской иконы, первый храм в Москве с таким посвящением. Составление службы относится к рубежу XVII–XVIII вв. и, возможно, связано со строительством храма в Высокопетровском монастыре.
День празднования Боголюбской иконы Богоматери приходится на 1 июля (18 июня по старому стилю). В народе, который весьма почитает этот образ как чудотворный, принято также еще одно наименование — «Боголюбивая».