Яковлев И.В. Аллегорическое толкование святителем Кириллом Туровским одежд первосвященника
Яковлев И.В.
Аллегорическое толкование святителем Кириллом Туровским одежд первосвященника
Источник: http://www.bogoslov.ru
В представленной статье читателю предлагается возможность познакомиться с тем, какие богословские значения придавал одеждам ветхозаветного первосвященника великий проповедник Древней Руси святитель Кирилл Туровский. Публикуется в авторской редакции.
Святитель Кирилл, епископ Туровский – выдающийся подвижник, проповедник и богослов Древней Руси, живший в XII веке в городе Турове, на территории Гомельской области современной Белоруссии. Был известным церковным писателем и проповедником, за свой проповеднический дар названный в житии «другим златословесным учителем (Златоустом – прим. авт.)». Сохранилось более 60 его творений – проповедей, посланий, молитв.
Святитель в своих произведениях часто приводил цитаты из Священного Писания, на многие из которых давал сопутствующие толкования. Наиболее примечательным является аллегорическое толкование одежд ветхозаветного первосвященника в «Сказании о черноризсчем чине от Ветхого и Нового Завета».
Немецкий ученый Г. Подскальски[1] высоко оценивал экзегетическое наследие святителя Кирилла Туровского, называя его «Слова» «Высшим достижением символически-иносказательной экзегезы», относя, в частности, толкование священнических одежд в «Сказании о черноризском чине» «к наиболее значительным богословским сочинениям Древней Руси, до сих пор еще не оцененным по достоинству»[2].
Святитель Кирилл дает символическое объяснение одежд первосвященника одновременно в четырех плоскостях, – аллегорически толкуются собственно одежды первосвященника, изображается иносказательное отношение этих одежд к событиям грехопадения Адама, указывается их символическая связь со страстями Христовыми и конечной целью, к которой подводится все толкование, является объяснение символического значения монашеских одежд.
Аллегорическое толкование одежд первосвященника святитель Кирилл предваряет кратким вступлением, указывая на параллели, с которыми будет связываться рассматриваемый фрагмент Священного Писания: «Бог повелевает Аарону со всем племенем чистых левитов облечься в священные ризы: здесь, двояко знаменуя и Адамово преступление и Христово вочеловечение, указует на монашеский чин»[3].
Святитель начинает толкование, устанавливая символические связи между одеждами первосвященника и событиями грехопадения Адама: «Итак, стихарь (хитон – прим. авт.) устроен из багряниц по образу смоковных листьев, которые Адам сшил для прикрытия себя. Пояс кожаный, по образу кожаных риз, обозначал смертность; подир (верхняя риза — прим. авт.) – преступный Адамов грех; золотые ободы (цепочки, которыми крепился наперсник судный к ефоду – прим. авт.) знаменовали принужденное изгнание из рая грешника, подобного скоту, ведомому уздою, положенный на персях ефод с двумя камнями … - пророчество; четырехсоставная же риза – распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна; «ибо, - сказано, - распростер облако покровом для них». Смотри, монах, твоя мантия[4] получила название от манны, поэтому не полагай на себя мятля[5] (мирскую одежду); кидар – головной покров, - это осенение Святого Духа; омет же (подол) – это Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада»[6].
Далее святитель Кирилл символически связывает одежды первосвященника с событиями последних дней жизни Спасителя, Его Воскресения и монашескими одеждами. «Совлекли с Него (Христа - прим. авт.) ризы Его и облекли в ризу червленую, т.е. стихарь Ааронов, - взамен смоковного листа, одеяния Адамова. Тоже знаменует и чернеченская власяница[7] – символ отречения от собственной воли»[8]. Далее святитель Кирилл продолжает свое толкование: «Пояс же означает осуждение на крестную смерть, которою Христос обоготворил Адама; поелику связанный был водим, по Писанию: «опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим»[9]; по сему образу схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах. Ободы (цепочки) же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет себя царем»…Посему и монахам заповедано носить аналавы, т.е. плетеные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания. А ефод означает то событие, когда Христос стал перед архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он, смотря в ефод». Согласно толкованию святителя Кирилла ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон»[10].
Святитель далее продолжает объяснение: «Кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец, - почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос. Четырехсоставная же риза Аарона означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира». Монашескую мантию святитель Кирилл сравнивает с облаком, покрывавшим израильтян во время их путешествия в пустыне, а монахов с новым Израилем. «Подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их ко кресту; это – монашеский куколь, который к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а по отношению к новому – образ Христова смирения»[11]. Здесь несколько странно сравнивается верхняя риза первосвященника (подир) с головным убором монаха, но, вероятно, никакой ошибки здесь, скорее всего, нет. Выше в тексте святитель Кирилл уже давал подиру символическое значение греха первого человека («подир – преступный Адамов грех»). Кидар, головной убор первосвященника, согласно толкованию святителя, символизирует терновый венец Христа, и у монахов в память об этом оставляется на голове «небольшая прядь волос». Как мы видим, символическое значение кидара святителем уже объяснено, и ранее данное толкование подира соответствует имеющемуся в рассматриваемом отрывке. Поэтому можно признать, что толкователь действительно хотел сопоставить подир с монашеским куколем.
Подобно тому, как Адам вкусил запретного плода, Христос вкушает желчь с уксусом, так же и монах должен соблюдать повседневный пост и иметь во всем воздержание. Как Христос был заклан подобно агнцу, так и монах должен принести в жертву свою волю и сжечь грехи горячими слезами. «Омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на небеса. Смотри, как Он тебя, – попавшего к разбойникам, – взимает на Себя, – тебя, которого не могли исцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою за людей, чрез учение извлекая их из ада греховного»[12].
Данное толкование для удобства представим в виде таблицы, где показаны символические параллели, проводимые святителем Кириллом :
Одежды Аарона
Адам
Христос
Монашеские одежды
Стихарь (хитон- прим. авт. )
одежда из смоковных листьев
риза червленая (багряница)
«чернеченская власяница - символ отречения от собственной воли»
пояс кожаный
смертность
«пояс же означает осуждение на крестную смерть, которой Христос обоготворил Адама»
«схимнический пояс с праздниками, напоминая Адама и Аарона, изображает совершенное Христом в обоих заветах»
подир (или верхняя риза)
«преступный Адамов грех»
«подир означает то, что Христос взял на Себя грехи всего мира и пригвоздил их ко кресту»
«подир это – монашеский куколь, которых к ветхому закону знаменует преступный Адамов грех, а по отношению к новому – образ Христова смирения»
ефод «четырехсоставная же риза (ефод прим. авт.) –распростертое над израильтянами в пустыне облако, из которого сходила для них манна»
«четырехсоставная же риза Аарона означает бывшую на Христе одежду, которую по распятии воины разделили, и она покрыла четыре части мира»
мантия - облако покрывавшее Израильтян
«ефод с двумя камнями» (наперсник судный - прим. авт.) - пророчество
«а ефод означает то событие, когда Христос стал перед архиереями и Каиафа сказал: «вы ничего не знаете, следует одному умереть за людей», а это говорил он смотря в ефод»
по толкованию святителя Кирилла ветхозаветный ефод в иноческой одежде символизирует малая мантия, которую монах носит за спиной, «чтобы он не на персях и не на лице, но за спиною держал ветхий закон»
цепочки наперсника («золотые ободы»)
«принужденное изгнание из рая грешника»
«ободы же знаменуют приведение Христа на царский сан, бывшее тогда, когда вели Его к Пилату связанного, говоря: «распни Его, поелику Он называет себя царем»
«посему и монахам заповедано носить аналавы, т.е. плетеные перевязи в то время, когда они совершают дело послушания»
подол (омет)
«это Адам, который с высоты жизни сошел в преисподний мрак ада»
«омет же – это Адам, которого Христос взял на Свои рамена и из ада возвел на небеса»
«смотри, как Он тебя, - попавшего к разбойникам,- взимает на Себя, - тебя, которого не могли исцелить закон и пророки. По сему образу епископы носят омофор на плечах и полагают душу свою за людей, чрез учение извлекая их из ада греховного»
кидар
«головной покров, - это осенение Святого Духа»
«кидар же знаменует то событие, когда Христа вели на распятие и возложили на него терновый венец»
«почему и у монахов на голове остается небольшая прядь волос»
Толкование святителем Кириллом Туровским одежд первосвященника относится к одним из наиболее интересных примеров его экзегезы и красноречия. Вероятно, требованиями красоты слога была обусловлена некоторая усложненность толкования, его не совсем полная и систематически изложенная структура, например, не все части облачения первосвященника получили в толковании символическую связь с событиями грехопадения первых людей. Но, скорее всего, святитель и не ставил перед собой такой задачи, объясняя в первую очередь символическое значение одежд первосвященника по отношению к Христу и монашеству.
Толкование значения одежд первосвященника имеется у преподобного Ефрема Сирина: «Ефод золотой изображает Эммануила. Два нарамника у ефода изображают или народ и язычников, или апостолов и пророков, или горние и дольние силы. Два камня смарагдовые, на которых написаны имена сынов израилевых, и которые возложены на ефод, означают два завета. Хитон… означает ризу правды. Пояс… означает препоясание правды и опоясание истины, которыми удерживается душа от помыслов земных…Шнур означает любовь… Венец, знамение победы, означает победу Христову; и сказано о нем: «сотвори от злата чиста», потому что Христова победа совершенна и решительна»[13].
Приведенное толкование почти не имеет общих мест с экзегезой святителя Кирилла; можно только отметить близость толкований нарамников ефода – пророчества у святителя Кирилла и апостолы и пророки у преподобного Ефрема.
Интересно отметить одно несоответствие библейскому тексту, содержащееся в тексте толкования преподобного Ефрема. Оно заключается в упоминании двух изумрудов (смарагдов, измарагдов в древнерусских текстах), на которых были написаны имена патриархов - сыновей Иакова, и которые находились на ефоде. Подобное описание встречается в Изборнике 1073 года, где упоминаются два измарагда «по шести обаполы написание имуштя двоянадесяте племену израилеву»[14],которые также располагались на ефоде (так в данной статье Изборника назывался наперсник судный). Также в некоторых рукописях «Сказания о черноризсчем чине» святителя Кирилла упоминается ефод с двумя камнями («Положенный на персях (на груди) ефод с двумя камнями»)[15].
У святителя Иоанна Златоуста так же имеется толкование одежд ветхозаветного первосвященника, которое не совпадает ни с тем, что мы встречаем у святителя Кирилла, ни с толкованием преподобного Ефрема. Иоанн Златоуст пишет, что головной убор священника (кидар) символизирует его власть над народом и подчинение его Богу, два камня на нарамниках говорят о том, что священник на плечах носит образ добродетели; цветы, гранатовые яблоки и золотые позвонки и яблоки на краях одежды священника символизируют подвиги добродетели (милостыня, справедливость, человеколюбие[16].
Святитель Григорий Нисский в своей работе «О жизни Моисея законодателя» также дает символическое объяснение первосвященнических одежд. В его произведении подчеркивается значение добродетели, и толкование одежд подчинено общему замыслу. Святитель Григорий пишет, что одежда первосвященника означает украшение души, сотканное из добрых дел, золотые колокольчики и гранатовые яблоки символизируют сияние добрых дел, имена патриархов, выгравированные на застежках ефода означают примеры их добродетели, разноцветные нити ефода яляются образами различных добродетелей, золотые щитки, спускающиеся с плеч, означают имеющееся у нас оружие для борьбы с противником[17]. Данное толкование близко к рассмотренному выше объяснению святителя Иоанна Златоуста, но не имеет общих черт с толкованием святителя Кирилла.
Можно отметить, что характер толкований зависит от их адресата. Святитель Кирилл объясняет одежды ветхозаветных священников применительно к монашеской жизни, а святители Иоанн Златоуст и Григорий Нисский подчеркивают значение добродетели для своей паствы – мирян.
Несмотря на некоторые труднообъяснимые несоответствия с библейским текстом, которые, в сущности, не вносят искажений в смысл комментария[18], толкование святителя Кирилла можно отнести к лучшим образцам не только отечественной, но и святоотеческой экзегезы в целом. Оно вполне оригинально, не является копированием или подражанием известных толкований. Сравнивая одеяния первосвященников с одеждами Адама, Христа и монахов, святитель Кирилл указывает на то, что монашеские одежда напоминает монаху о спасительном Божием промысле, совершавшемся на протяжении всей истории рода человеческого, что монах, хотя и смертен как Адам, но подобно Аарону совершает духовное служение и имеет дерзновение пред Богом благодаря спасительному подвигу Христа.
[1] Подскальски Герхард (1937-2013) – известный немецкий ученый, специалист в области византийской и русской литературы.
[2] Подскальски Г. Христианство и богословская литература в Киевской Руси‚- СПб.: Византинороссика‚ 1996, сс. 167, 261.
[3] Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.96.
[4] Мантия (греч. μανδύη, «шерстяной плащ») — часть монашеской одежды. Представляет из себя длинную, до земли накидку без рукавов с застёжкой на вороте.
[5] Мятль, мятель (др. русск.) (нем. Mantel)–дорожная широкая верхняя одежда, похожая на плащ или мантию.
[6] Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.97.
[7] Власяница - длинная грубая рубашка из волос или козьей шерсти; аскеты носили её на голом теле, для умерщвления плоти. Также власяница — это длинная рубашка из простой ткани, часть монашеского одеяния, которая надевается монахом во время монашеского пострига.
[8] Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.98.
[9] «Опоясан правдою и истиною, и был обвит по ребрам своим» - первая часть цитаты взята из книги пророка Исаии – «И будет препоясанием чресл Его правда, и препоясанием бедр Его – истина» (Ис.11:5), откуда взята вторая часть цитируемого текста – не обнаружено.
[10] Творения святаго отца нашего Кирилла епископа Туровского. Издание Преосвященного Евгения епископа Минского и Туровского. Типография Киево-Печерской Лавры, Киев. 1880, с.99.
[11] Там же, с.99.
[12] Там же, с.99.
[13] Святой Ефрем Сирин. Творения: Т.7.- Репр.- М.: Отчий дом, 1995, с.380.
[14] Изборник 1073 года – М.: Книга,1983, л.151.
[15] См. Яковлев И.В. О древнерусских описаниях одежд первосвященника. Портал Богослов.Ru http://www.bogoslov.ru/text/3226338.html
[16] Полное собрание творений cвт. Иоанна Златоуста: В 12 т.-4 т. – М.: Златоуст, 1994, сс. 706-707.
[17] Свт. Григорий Нисский. О жизни Моисея законодателя./ пер. с древнегреч. А.С.Десницкого – М.: Храм свв. Косьмы и Дамиана на Маросейке, 1999, сс.73-76.
[18] См. Яковлев И.В. О древнерусских описаниях одежд первосвященника. Портал Богослов.Ru http://www.bogoslov.ru/text/3226338.html
Назад к списку