Чтец Сергей Забавнов. Автореферат диссертации: Пастырское богословие в России в ХХ веке
Автореферат диссертации: Пастырское богословие в России в ХХ веке
Забавнов Сергей Сергеевич, чтец.
Вниманию читателей предлагается автореферат диссертации на соискание квалификационной степени магистра богословия Забавнова Сергея Сергеевича. Научный руководитель – кандидат богословия протоиерей Феодор Гуряк. Официальный оппонент: заслуженный профессор, Санкт-Петербургской Православной духовной академии, кандидат богословия протоиерей Василий Стойков.
Защита диссертации: 29 мая 2013 г. в Санкт-Петербургской Православной духовной академии на кафедре церковно-практических дисциплин.
__________________________________________________
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность и новизна работы. Изучение истории Пастырского богословия в России в ХХ веке представляется важным и необходимым как для изучения богословской науки, так в частности и для формирования личности священнослужителя. Подготовка пастырей во все времена была одной из важнейших задач, стоявших перед Церковью. Необходимость постоянного решения именно этой задачи была одним из главных, если не сказать самым главным, стимулом развития духовного образования. Даже в самые тяжелые времена церковной истории не прекращалась подготовка священнослужителей. В годы гонений, разделений или межконфессиональных неурядиц, даже в скитаниях, вне своей канонической территории, в так называемой эмиграции, Церковь старалась наладить эту подготовку, устроить духовные школы. Разумеется, в подобных «стесненных» условиях возникало множество серьезных проблем в деле пастырской подготовки. Однако не менее серьезные проблемы вставали и в периоды относительной стабильности церковной жизни: проблемы уже больше внутренние, связанные с составом дисциплин - как общего образования, так и богословского и специально-пастырского, с постановкой и методами преподавания, с сочетанием образования и пастырского воспитания, теоретической и практической подготовки.
Пастырское богословие, являющееся, с одной стороны, неотъемлемой частью научной богословской системы, с другой стороны, богословским стержнем пастырской подготовки, долго не могло обосновать свой статус самостоятельной науки, свои объем, содержание, круг источников, методы и перспективы научного развития. Богатую и одновременно нелегкую судьбу переживала пасторологическая наука в своем развитии. Архимандрит Иннокентий (Пустынский), пожалуй, единственный исследователь в этой области, охвативший историю науки от самих истоков до начала XX века, оставил нам богатейший материал, но хронологические рамки его биографии не позволили ему пойти дальше и изучить историю богословия ХХ века, когда пастырская наука переживала настоящую эволюцию.
В конце XIX - начале XX вв. Пастырское богословие неожиданно расширило привычные границы под влиянием «церковно-практического» настроя эпохи. С одной стороны, заметное в эти годы расцерковление русского народа поставило перед духовенством особые задачи, требуя особой ревности и жертвенности в пастырском служении. В эти годы в Русской Православной Церкви появились замечательные пастыри - св. Иоанн Кронштадтский, св. Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров, - духовнический и литургический опыт которых обогатил Пастырское богословие. В эти же десятилетия «пастырская настроенность» высших духовных школ проявилась во внеучебной просветительской и проповеднической деятельности студентов, желавших практически готовиться к будущему служению. Наконец, особая важность Пастырского богословия и необходимость его развития были подчеркнуты в отзывах епархиальных архиереев 1905–1906 гг. Почти все архиереи видели корень многих церковных проблем в ослаблении приходского духовенства, которое непосредственно связано с состоянием духовного образования. «Священников готовят формально, следствием чего является формальная исповедь, холодное отношение к Таинствам. Богословие и пастырское служение слабо связаны друг с другом, результатом является оторванность догматики от христианской жизни, вырождение нравоучения в пустой морализм. Следовательно, Пастырское богословие плохо выполняет свои задачи», - пишет исследователь духовного образования в России Н.Ю. Сухова[1].
Помимо этого, важными аспектами в истории русского богословия ХХ века были новые Уставы: 1909, 1910–1911 гг., а также проект последнего Устава духовных академий, разработанный в 1917– 1918 гг., который между прочим, выделял в качестве одного из направлений специализации церковно-практическое[2]. Оно состояло из Пастырского богословия (с аскетикой, катехетикой и историей миссий), церковного права, истории проповедничества и гомилетики, литургики, церковной археологии и истории христианского искусства, истории старообрядчества и разбора его учений, истории сектантства и разбора его учений, истории социальных учений, педагогики с методикой преподавания Закона Божия. Каких-либо указаний по поводу практик, связанных с приложением этих дисциплин к церковному служению, проект не содержал, хотя в предсоборный период о таких практиках говорилось немало. Не успели этот вопрос полноценно обсудить и на заседаниях Отдела о духовных академиях Поместного Собора. Столь малое внимание к пастырскому направлению в высшем духовном образовании отчасти компенсировалось активным обсуждением на Соборе актуальных проблем церковной жизни, роли духовенства и богословской науки в их решении. Это обсуждение велось не только в рамках Отдела о духовных академиях, но также Отделов о благоустроении прихода, о единоверии и старообрядчестве, о миссиях, о богослужении и других, а также на пленарных заседаниях Собора.
Следует отметить еще один учебный проект 1917 г., имевший отношение к развитию Пастырского богословия в высшей школе: создание богословского института. Авторы проекта усматривали главные недостатки действующих семинарий в отвлеченности преподаваемых наук и изоляции от реальной церковной жизни, противоречащих самой идее пастырского служения. Мотивация пастырского служения и пастырская «настроенность», с точки зрения авторов проекта, должны вырабатываться не строгой регламентацией жизни «бурсы», а активным участием в богослужении, проповеди, в благотворительных и просветительских организациях и братствах, в общении с будущей паствой. Однако этому проекту, как и проекту духовных академий, не суждено было реализоваться.
Революционные потрясения ХХ века на долгие десятилетия прекратили развитие богословской науки в России. После закрытия последней духовной академии в Казани в 1921 году, центр православного богословия сместился за свою каноническую территорию, оказавшись в эмиграции. Теперь вдали от Родины, но оставшись близкими к традициям России, писались новые пособия по Пастырскому богословию, благодаря чему можно говорить о том, что наша наука продолжала жить даже в столь непростое время.
Лишь в послевоенный период с 1946 года, когда ситуация в стране изменилась, с открытием духовных школ, Пастырское богословие вновь обретает жизнь в своем отечестве. Однако исторические события отразились на характере учебных пособий написанных как в эмиграции, так и позднее в России. Первые были полны чаяния и надежд о возможном возрождении духовно-нравственного состояния русского народа, вторые частью не были самостоятельными, а частью смогли подняться из пепла и ожить, подобно птице феникс.
Изучение истории Пастырского богословия как дисциплины и пастырской подготовки в духовных школах Русской Православной Церкви, как представляется, может принести немало пользы современной духовно-учебной системе. В современных условиях пастырского служения важен тот опыт, который оставили нам пасторологи прошедшего века. Вопросы, поднимающиеся на страницах пасторологических трудов ХХ века, побуждают усердных пастырей среди нравственного и духовного упадка светского общества обратиться к подвижнической практике совершенствования духовной жизни. Некоторые вопросы имеют практические рекомендации для молодого пастыря, что весьма важно в деле душепопечения. В истории Пастырского богословия прошлого столетия можно найти и выделить для пастыря определенные правила, следуя которым он сможет воспитывать себя, упорядочивать внутренний мир, совершенствовать свой дух и приобретать необходимое пастырское настроение. Особенно ценны в этом отношении системы, написанные в сочетании с аскетикой и те, которые рождались в эмиграции.
Несмотря на изменения, которые происходят в обществе, задачи пастырского служения остаются теми же, а для успешного их выполнения необходимо знание основных проблем пастырского служения.
Таким образом, актуальность избранной темы обусловлена целым рядом причин, в их числе:
- важность Пастырского богословия как богословской науки и его значения в деле священнического служения;
- слабой изученностью систем Пастырского богословия в России в ХХ веке;
- обобщением разрозненных и, подчас, противоречивых мнений пасторологов ХХ века о Пастырском богословии как науке, о характере жизни и деятельности пастыря.
Объект исследования. Объектом диссертационного исследования является история Пастырского богословия.
Предмет исследования. Предметом исследования настоящей диссертации является история Пастырского богословия в России в ХХ веке в свете изучения биографических сведений об авторах пасторологических систем, анализа пасторологических учебников написанных в России и за рубежом и их оценка.
Цели и задачи исследования. Цель данного исследования: выявить специфику русских пасторологических систем, написанных в ХХ веке.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
-
собрать и обобщить отечественные пасторологические системы ХХ века;
-
определить исторические обстоятельства, повлиявшие на развитие Пастырского богословия;
-
найти и изложить биографические сведения и определить причины формирования пасторологических взглядов у авторов учебных пособий;
-
сопоставить системы Пастырского богословия друг с другом, выявляя их зависимость, объективность и самостоятельность;
-
проанализировать главы и параграфы пасторологических систем и определить их частные особенности;
-
выявить специфику пасторологических вопросов в ХХ веке;
-
определить значение каждой системы для богословия;
Историография темы. Исторический опыт успехов и ошибок в области пасторологии требует изучения и осмысления, а изучен он явно недостаточно. Что касается литературы по данному вопросу, то, как уже было отмечено выше, ее список вовсе не богат. За два прошедших столетия было написано не так много трудов по истории Пастырского богословия, чтобы можно было говорить о библиографии данного вопроса. Единственным значительным трудом в этой области является магистерская диссертация выпускника Казанской духовной академии архимандрита Иннокентия (Пустынского), с которой мы ознакомились при написании данной работы.
Архимандрит Иннокентий в своей магистерской диссертации, опираясь на материал как отечественной, так и зарубежной литературы, проследил историю Пастырского богословия в России от самых ее истоков до начала ХХ века. Особый акцент был сделан на церковных реформах богословского образования, благодаря чему была определена структура его работы. Автор критически подходит к анализу каждой системы изучаемого им периода, выявляя ценные мысли пасторологов.
Не менее важной для данного исследования является защищенная в 2012 году дипломная работа выпускника Казанской духовной семинарии священника Николая Назарова «История преподавания Пастырского богословия в дореволюционных Духовных школах»[3]. Работа, как видно из названия посвящена в основном истории дореволюционного периода. Большую ценность представляют приведенные в тексте архивные материалы Казанской духовной семинарии, касающиеся развитию пастырской науки в духовных школах и, в частности, в Казани.
Тем не менее, оба этих труда имеют главный «недостаток» - авторы в силу определенных причин практически ничего не говорят о судьбе Пастырского богословия в ХХ веке. Отметим, что данная ситуация вполне объясняется относительной молодостью изучаемой дисциплины. К началу XX века ее история еще не привлекала особого внимания ученых, а в течение всего последующего столетия не могла быть изучаема по причине революции и гонения на Русскую Православную Церковь.
Некоей компенсацией в создавшейся ситуации стала статья доктора церковной истории Натальи Юрьевны Суховой «Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XX в.)», написанная в 2009 году[4]. Статья посвящена аналитическому рассмотрению проблем, связанных с подготовкой духовенства и научным развитием Пастырского богословия в Русской Православной Церкви. Эти проблемы и варианты их решения рассматриваются на примере русского духовного образования XIX - начала XX в. Особое внимание обращено на место и значение Пастырского богословия в системе богословской науки и высшем духовном образовании. Несмотря на то, что автор ограничивает рамки своего исследования началом ХХ века, в заключении были намечены перспективы дальнейшего развития нашей науки, а также выделены ключевые проблемы по теме, актуальные для современной высшей духовной школы.
Помимо этого можно встретить небольшие по объему экскурсы в общих работах по истории русского богословия, истории отдельных духовных школ и персоналий, в которых незначительное место отводится пасторологии.
Среди периодических изданий следует отметить Журнал Московской Патриархии, с 1930-х годов публикующий научные статьи представителей Русской Православной Церкви[5]. Статьи данного журнала, непосредственно нашей темы не касаются, однако и они небезынтересны, поскольку время от времени печатавшиеся в нем статьи пасторологического характера, выходили в свет в тяжелый период ХХ века и представляли собой некое восполнение попранного и еще не восстановившегося русского богословия.
Кроме отмеченных работ, в качестве вспомогательной литературы были использованы и другие издания, библиографическое описание которых представлено в разделе «Список использованных источников и литературы».
История Пастырского богословия за ХХ век до сих пор не имеет своего историка, наличие которого было бы необходимо, поскольку двадцатое столетие придает особый характер пасторологическим системам. Поэтому автор данной диссертации имеет дерзновение называть себя продолжателем магистерской диссертации архимандрита Иннокентия (Пустынского) и дипломной работы иерея Николая Назарова.
Хронологические рамки исследования охватывают ХХ век. Рамки периодизации данной диссертации совпадают с годом написания пасторологических систем:
первый период – дореволюционный;
второй период – зарубежный (в эмиграции);
третий период – послевоенный.
Последняя четверть ХХ века в истории богословского образования охарактеризован как «новейший». В диссертации данный период не рассматривается, поскольку кроме компилятивных работ, как например, 8 том «Настольной книги священнослужителя», самостоятельные системы, которые могли бы «определить погоду» в Пастырском богословии не встречаются.
Методы научного исследования. Методология исследования заключается, во-первых, в опоре на принцип историзма, основанный на представлении об уникальности каждого исторического периода и позволяющий изучать идеи в контексте конкретных исторических условий. Во-вторых, в применении принципа научной объективности, требующего от исследователя осуществления анализа различных исторических источников, опоры на достовернее факты вне зависимости от политической или идеологической структуры.
В ходе работы были использованы общенаучные методы (анализ, синтез) и методы исторического анализа (описательный, логический). Как наиболее целесообразный был выбран проблемно-хронологический подход и сравнительный метод.
Практическая значимость определяется тем, что материалы данной диссертации могут быть использованы при написании обобщающих трудов по истории пасторологии, истории богословского образования, а также для преподавания Пастырского богословия и Аскетики.
Апробация исследования. Результаты исследования докладывались и обсуждались на следующих конференциях: XI Научно-практическая конференция «Богословие и светские науки: традиционные и новые взаимосвязи» (КазДС, Казань, 2011); Студенческая научная конференция, (Новокузнецкая ДС, Новокузнецк, 2012); Семинар «Духовное наследие святителя Феофана Затворника» в рамках XXI-х Международных Рождественских образовательных чтений «Традиционные ценности и современный мир» (Издат. Совет Московской Патриархии, Москва, 2013); Межвузовский студенческий семинар «Социальная работа с детьми и молодежью: опыт деятельности Церкви, государства и общественных организаций» (СПбПДА, СПб., 2013); Научно-богословская конференция в рамках празднования 10-летия возрождения Липецкой епархии (ЛГУ, Липецк, 2013); V Студенческая научно-богословская конференция (СПбПДА, СПб., 2013).
Структура исследования. Данная магистерская диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и литературы и приложения.
В введении обосновывается актуальность и новизна избранной темы, цели и задачи исследования, анализируется методология, ставятся хронологические рамки, обосновывается практическая значимость, дается обзор источников и литературы, апробация исследования, предлагается структура диссертации.
Глава I посвящена описанию и анализу пасторологических систем в дореволюционный период. Рассматриваются учебные пособия составленные Зариным С.М., митрополитом Вениамином (Федченковым), архиепископом Феодором (Поздеевским). Отдельно рассматривается учение о пастырстве св. прав. Иоанна Кронштадтского, который хотя и не является составителем лекций, однако оставил глубокий отпечаток на последующем развитии богословия, благодаря сохранившимся дневниковым записям.
В трех параграфах второй главы дается краткое описание положения богословского образования в эмиграции в контексте описания систем. Анализируются учебные пособия по Пастырскому богословию, написанные в эмиграции протопресвитером Георгием Шавельским, архимандритом Киприаном (Керном) и архимандритом Константином (Зайцевым).
Глава III, состоящая из двух параграфов, посвящена описанию и анализу лекций по Пастырскому богословию епископа Вениамина (Милова) и схиархимандрита Иоанна (Маслова), составленные в послевоенный период.
В «Заключении» обобщаются результаты исследования в целом, представляются выводы по всей теме работы. В конце диссертации дается список источников и литературы.
В приложении помещается обзор статей Журнала Московской Патриархии по Пастырскому богословию.
Следует отметить, что в данной диссертации приведены параграфы, в которых содержатся биографические данные авторов пасторологических систем. Для изучения истории богословской науки этот аспект является принципиально важным. История Пастырского богословия находится в истории учебников и, следовательно – в биографии авторов. Динамичность развития Пастырского богословия и специфика отдельно взятых вопросов вполне раскрываются при наличии сведений об авторах, которые имели причины, побуждающие их именно так, а не иначе составить свое учебное пособие. Не вдаваясь в подробное изложение биографии, автором делается попытка осветить их жизнь в качестве преподавателей изучаемой нами дисциплины и рассмотреть формирование пасторологических взглядов.
Обобщая основные итоги исследования, можно сделать следующие выводы.
Автор намеренно не стал пользоваться в исследовании систематическим методом и изложил все в хронологическом порядке с целью дать ясную картину всех процессов, которые происходили с предметом Пастырского богословия в России в ХХ веке.
В данной магистерской диссертации была предпринята попытка проанализировать и определить специфику русских пасторологических систем, написанных в ХХ веке. В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. В диссертации были собраны и обобщены восемь русских пасторологических систем, написанных в ХХ веке, которые мы сгруппировали по периодам. Кроме этого сделан очерк пасторологических взглядов св. прав. Иоанна Кронштадтского. Три главы данной работы представляют три небольших очерка о жизни и трудах наиболее известных авторов-составителей русских пасторологических систем ХХ века, написанных в различные периоды: в дореволюционный, в эмиграции и после войны. Каждый из них имел свою конкретную индивидуальность, свою судьбу, свои особенности. При всем различии биографий, можно выделить нечто главное, что объединяет и уравнивает их между собой. За исключением С.М. Зарина, все они были пастырями, отдавшими все свои таланты и творческую энергию одному главному делу – изложению теории существа пастырства, основанной на личном пастырском опыте. Каждый из авторов-составителей учебных пособий по Пастырскому богословию был по-своему неповторим. Однако при всей своей исключительности, корни их были одни. Учение Господа нашего Иисуса Христа, переданное через святых апостолов, отцов и учителей Церкви были источниками их трудов. Объединяет пасторологов еще и то, что все они были последователями «учителя сострадательной любви» - митрополита Антония (Храповицкого).
2. Определив исторические обстоятельства, повлиявшие на развитие Пастырского богословия, мы выявили три периода:
- предреволюционный - когда происходили изменения в учебном процессе с появлением новых уставов духовных академий. Происходило постепенное смещение акцентов с описания «должностей» на внутреннее делание под влиянием статей митрополита Антония (Храповицкого), при этом авторов этого периода можно считать последователями пасторологов XIX века;
- зарубежный (или период в эмиграции) – когда в силу исторических обстоятельств в России продолжение богословской работы, оказалось невозможным, тогда центр богословской мысли сместился за рубеж, где новое поколение богословов было способно воспринять от своих учителей традицию русского богословского творчества;
- послевоенный период – характерен как период возрождения духовного образования в Русской Православной Церкви, когда в связи с изменением политики советского государства в отношении Православной Церкви и других традиционных конфессий по всей стране началось восстановление церковных структур, проходившее на фоне духовного возрождения, охватившего значительную часть населения страны. Одним из первых предметов в учебном расписании стояло Пастырское богословие. Преподавателю этого периода приходилось по крупицам собирать материал для своих лекций, что было не всегда успешным.
3. Изложив биографические сведения об авторах учебных пособий, мы определили причины формирования их пасторологических взглядов. Основным критерием, побуждавшим написать Пастырское богословие того или иного автора, было назначение их на должность преподавателя Пастырского богословия. Не имея под рукой учебных пособий, которые бы соответствовали духу времени, учителя занимались составлением собственных лекций. В некоторых случаях причинами формирования пасторологических взглядов было влияние личностей отдельных пастырей. К примеру, для митрополита Вениамина (Федченкова) такой личностью был св. прав. Иоанн Кронштадтский, для архиепископа Феодора (Поздеевского) – митрополит Антоний (Храповицкий) и старец Седмиезерной пустыни – схиархимандрит Гавриил (Зырянов). Помимо этого большое влияние на взгляды пасторологов оказало принятие новых уставов духовного образования. В некоторых случаях нам не удалось выявить конкретные причины формирования взглядов, тогда мы, избегая ложных догадок, приводили биографические сведения, оставляя читателю самому сделать выводы.
4. Сопоставив друг с другом системы Пастырского богословия, мы выявили, что у одних наблюдается взаимная зависимость, у других – объективность и самостоятельность, у третьих присутствовало и то и другое. Самым ярким примером зависимости одного труда от другого стали лекции епископа Вениамина (Милова). Примером объективности и самостоятельности – лекции митрополита Вениамина (Федченкова), архимандрита Киприана (Керна), схиархимандрита Иоанна (Маслова): именно сочинения этих авторов, благодаря их самостоятельному характеру на сегодняшний день рекомендованы в качестве основных учебных пособий по Пастырскому богословию. Следует отметить, что зависимость была как положительной, так и отрицательной. К первой следует отнести влияние статей Служителя Слова Божия, митрополита Антония (Храповицкого), а к последним – влияние сухих схоластических, описывающих «должности» системы XIX века.
5. Проанализировав главы и параграфы пасторологических систем, мы определили их частные особенности.
- «Конспект чтений по Пастырскому Богословию в 1909-1910-м академическом году для студентов IV курса», составленный С.М. Зариным, состоит из 49 глав-лекций, названия глав отсутствуют, что составляет большую трудность при определении их границ. Работа делится на две части: в первой раскрывается пастырское служение по Новому Завету, во второй – описывается пастырство монастырское. Обе части не связаны друг с другом, но для нашей науки важно само присутствие учения о монастырско-старческом пастырстве.
- «Лекции по Пастырскому богословию с аскетикой» митрополита Вениамина (Федченкова) состоят из двух частей – теоретической и практической. В первой он дает конкретное представление о предмете и раскрытии пасторологического материала делает вполне обстоятельно. Во второй части помещены главы аскетического содержания, раскрывающие внутреннюю сторону пастырского служения. Никто другой впоследствии уже не смог показать так аргументированно самостоятельность пасторологической науки, как митрополит Вениамин. Его система имеет четкие границы и не вторгается в чужие области, не привносит лишнего материала, как это часто было у его предшественников. Заимствуя материал из таких областей как Нравственное богословие, Литургика, Гомилетика, пасторологи лишали самого главного к чему стремился митрополит Вениамин – к признанию Пастырского богословия самостоятельным.
- В «Смысле христианского подвига» архиепископа Феодора (Поздеевского) раскрываются общие принципы аскетического делания, применимые и к самому пастырю и к пастве, в то время как другие пасторологи, как, например, митрополит Вениамин (Федченков) выделяли особую – пастырскую аскетику.
- В «Православном пастырстве» протопресвитера Георгия Шавельского значительное место занимают практические вопросы пастырского служения. Наличие отдела аскетики, как было сказано, он полагает законным и полезным, но вместе с тем он опасается, что аскетика может привить будущим пастырям узко монашеские взгляды на мир и на жизнь в миру, на общественность и государственность. Однако книгу отца Георгия нельзя отнести к классическим пособиям-практическим руководствам при совершении таин, он затрагивает такие вопросы, которые ни до него, ни после него в контексте Пастырского богословия не разбирались: борьба с суевериями и сектами, возможность участия пастыря в политике, роль священника-капеллана. Практический характер сочинения обуславливался тем положением автора, что на тот момент он возглавлял многочисленное военное духовенство, жаждавшее рекомендаций и советов.
- «Православное пастырское служение», написанное архимандритом Киприаном (Керном) уникально и материал, который содержится в каждой главе этой книги, представляет собой отдельную тему для исследования. Весьма ценными являются мнения о недопустимости противоречий между богословием, аскетикой, психологией и психиатрией. Кроме этого, Керн – один из немногих, кто дерзнул критиковать лекции митрополита Антония (Храповицкого).
- Учебник «Пастырское богословие» архимандрита Константина (Зайцева) поделен на две части – теоретическую и практическую. Весь материал расписан по лекциям, которых в первой части – 26, а во второй – 7. По большому счету, лекции составлены на основании «Книги о должностях пресвитеров приходских», в чем выражается несамостоятельность труда, кроме этого значение «русскости», роли России и описание собственных идеологических взглядов уводит читателя от вопросов Пастырского богословия.
- «Лекции по Пастырскому богословию с аскетикой» епископа Вениамина (Милова), как было указано выше, представляет собой компиляцию и существенных отличий от системы митрополита Вениамина (Федченкова) не имеет.
- Схиархимандрит Иоанн (Маслов) в своих «Лекциях по Пастырскому богословию» доказал апостольскую направленность пастырства, показал особую значимость Пастырского богословия в сохранении апостольских и святоотеческих традиций не только во внешних, но и во внутренних проявлениях жизни Церкви. Помимо этого, отец Иоанн приводит большой список источников и литературы, что впервые в таком количестве встречается в пасторологических системах ХХ века.
6. Рассмотрев пасторологические вопросы, приведенные в различных учебных пособиях, мы выяснили, что в ХХ веке в пастырской науке появляются новые вопросы, до сих пор не встречавшиеся, а именно: пастырская психология, пастырская психиатрия, пастырская аскетика, идеология русскости, монастырское пастырство или старчество… Помимо этого, в связи с расширением деятельности пастыря в ХХ веке, приводятся практические рекомендации: пастырь на войне, участие священника в политической жизни страны.
7. Каждая из систем принесла большое значение для пастырской науки. Так, например, С.М. Зарин позволил говорить об особом – монашеском пастырстве; заслуга митрополита Вениамина (Федченкова) в том, что он сумел воплотить распоряжение Устава, соединив гармонично Пастырское богословие с аскетикой. Большое значение имеют дневниковые записи св. прав. Иоанна Кронштадтского, в которых раскрываются основные вопросы пастырства. Немаловажно отметить учебные пособия, написанные в эмиграции, особенно лекции протопресвитера Георгия Шавельского и архимандрита Киприана (Керна), благодаря которым русское Пастырское богословие не погибло, но приобрело новое дыхание жизни. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) проделал большую работу, составив свои лекции, отличающиеся своей четкой структурой и плавной последовательностью.
Следует признать, что данной диссертацией положено только начало в исследовании указанной проблемы. К сожалению, рамки магистерской диссертации не позволили нам исследовать тот вклад, который внесли в науку труды отдельных авторов, которые хотя и не были составителями пасторологических систем, однако дали пасторологии замечательный материал. К числу неисследованных можно отнести следующие труды: «Библейское и святоотеческое учение о сущности священства» православного богослова В.И. Экземплярского, «Философия православного пастырства» архиепископа Иоанна (Шаховского), «Пастырство» митрополита Антония Сурожского, «Пастырское служение по священным канонам» архимандрита Георгия (Капсаниса), «Пастырская помощь душевнобольным» игумена Евмения, «Записки по Пастырскому богословию» протоиерея Льва Лебедева. Кроме этого, особое место в истории Пастырского богословия последней четверти двадцатого столетия занимает 8 том «Настольной книги священнослужителя», представляющий собой компилятивный труд анонимных авторов. Также на сегодняшний день не исследованными остаются периодические издания, научные работы студентов, а также знакомство с учебными программами в различных духовных школах, которые в деталях помогут изучить историю нашей науки в двадцатом столетии. В связи с этим следует надеяться, что интерес к пасторологической науке в дальнейшем будет расти и возможно со временем найдется исследователь, который глубже займется и изучит ее.
Сегодня, как результат, Пастырское богословие является обязательным предметом для изучения в духовных академиях и семинариях. Мы уверены в том, что Пастырское богословие, и как наука и как предмет, имеет еще значительный потенциал для дальнейшего развития. Более того, процесс этого развития, начавшись в прошлом, продолжается и сегодня и, практически, не имеет конца. В настоящее время происходит реформирование духовного образования, создаются новые программы бакалавриата и магистратуры где пастырская наука занимает свое почетное место.
В ходе изучения истории этой науки мы наблюдали, как с течением времени в нее вносились все новые и новые добавления. Объясняется это спецификой объекта данной науки. Пастырство – это церковное душепопечение, включающее в себя не только неизменяемую догматическую часть, но и в значительной степени изменяющуюся, отвечающую современному состоянию каждого человека и всей паствы. А современное состояние таково, что священнику приходится в прямом смысле быть для всех всем (1 Кор. 9, 22).
Дальнейшая перспектива пастырской науки заключается в перенесении ее из сферы интеллектуального дискурса в область практики. Пастырское богословие должно быть живым, опытным… Святейший Патриарх Кирилл на одной из своих встреч со студентами духовных школ отмечает: «Сегодня мы должны думать о том, чтобы люди пришли в храм… Для того, чтобы люди пришли, надо же к ним выйти навстречу. Церковь должна выйти навстречу миру, навстречу обществу. Она должна научиться говорить с людьми на их языке, она должна обострить сознание современного человека, показать принципиальную важность того, что она называет духовным измерением жизни. Поэтому сейчас очень важный момент, когда мы должны говорить миру Божью правду так, чтоб эта правда Божья слышалась. Но для этого нужно научиться, а наш язык до сих пор бывает очень заскорузлым, мы еще до сих пор предпочитаем говорить схоластическими схемами, что в проповеди, что, общаясь с людьми, которые не достигают ума и сердца. Потому-то у нас у самих нет ответов на эти вопросы. У нас есть, что-то из учебников, но учебники-то писались в прошлом, учебники-то были рассчитаны на то время, когда был приход, когда все в храм приходили, а собственного понимания проблемы нет. Потому-то в школе мы не учились сопрягать богословие с жизнью. Вот самое важное, что мы должны научиться: оживить наше богословие, вывести его из сферы интеллектуального дискурса, сделать его частью нашей пастырской жизни, так, как это было у святых отцов. Нужно научиться по-новому отцов читать. Для того, чтобы отцов понимать, нужно хорошо знать историю, нужно знать то, что мы сейчас называем культурным контекстом, в котором отцы писали… Сегодня соединение богословия с жизнью является огромной задачей»[6].
Поэтому мы считаем, что результаты данной диссертации в первую очередь должны послужить к осознанию правильного подхода к преподаванию данного предмета. История – лучший учитель. Изучив историю появления и развития Пастырского богословия в прошлом, мы не должны забывать, что этот опыт ценен не сам по себе, но он должен быть использован на благо настоящего и будущего, на благо дальнейшего развития этой науки и предмета, и, в конечном счете, – на благо всей Церкви.
Мы также надеемся, что изучение истории Пастырского богословия в России в ХХ веке станет стимулом не только для прочтения пасторологических систем, но и для формирования личных пастырских качеств. Всей своей жизнью пастырь словесных овец должен совершенствоваться, быть подобным Пастыреначальнику-Христу, а для этого, по словам святителя Григория Богослова, «нужно прежде себя очистить, а затем других учить чистоте; нужно прежде себя умудрить, а потом других учить мудрости; нужно прежде самому стать светом, а потом других просвещать; нужно прежде самому приблизиться к Богу, а затем других приводить к Нему; нужно прежде самому стать святым, а затем других освящать»[7].
[1] Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XX в.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.
[2] Проект Устава православных духовных академий 1917–1918 гг. § 123 (ГАРФ. Ф. 3431. Оп. 1. Д. 382. Л. 77–78). См. обсуждение вопроса о церковно-практической группе на заседаниях комиссии профессоров духовных академий в мае - июне 1917 г. (РГИА. Ф. 797. Оп. 86. Д. 91. Л. 47–49). См.: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XX в.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.
[3] См.: Назаров Н., иерей. История преподавания Пастырского богословия в дореволюционных Духовных школах. [Электрон, ресурс]. URL: http://ilynka.prihod.ru/bibliocat/view/id/1138602. (07.04.2013).
[4] См.: Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в российской духовной школе (XVIII - начало XX в.) // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. - 2009. Вып. 1 (25). С. 25–43.
[5] См. Приложение данной диссертации.
[6] Слово Святейшего Патриарха Кирилла о пастырстве и направлениях работы Церкви. [Электрон, ресурс]. - URL: http://crimea.eparhia.org/index.php?option=com_content&task=view&id= 285&Itemid=91. (10.04.2013).
[7] См.: Григорий Богослов, свт. Собрание творений: В 2 т..- Репринт. изд. – М.: Сибирская благозвонница, Т.1: Слова. – 2007. – 896 с.
19.11.2013
Назад к списку