Межрелигиозный христианско-мусульманский диалог в Республике Татарстан на современном этапе
Чтец Александр Хорошилов
Межрелигиозный христианско-мусульманский диалог в Республике Татарстан на современном этапе
The interfaith Christian-Muslim dialogue in the Republic of Tatarstan at the present time
Республика Татарстан является удивительным регионом, в котором мирно сосуществуют представители двух традиционных конфессий – ислама и православия. Наш интерес представляет вопрос о сложившемся христианско-мусульманском диалоге в течение последних нескольких лет. Для выяснения данного вопроса вначале рассмотрим официальные статистические данные, касающиеся населения Республики Татарстан. Согласно статистике официального сайта Республики Татарстан на 2010 г. в регионе проживает почти 3 млн. 800 тыс. жителей, которые постоянно находятся в республике1. Рассматриваемый регион является одним из самых многонациональных территорий РФ. По данным на 2002 г. в Татарстане зафиксировано более 115 национальностей, среди которых преобладающими по численности являются татары, которых более 2 млн. человек, что в процентном соотношении от общей численности населения региона составляет 52,9%. На втором месте – русские, которых около 1,5 млн. человек или 39,5% от общего числа населения республики, и другие незначительные по численности национальности2. Традиционными крупными религиями в республике являются православие и ислам. Мусульманство исповедуют татары и башкиры – около половины населения Татарстана. Другая значительная часть населения исповедует православие, к ним относятся в первую очередь русские, марийцы, чуваши, мордва, удмурты. Между двумя крупными конфессиями, насколько это возможно, соблюдается баланс, на основе которого строятся межконфессиональные согласие и веротерпимость3. Примечательно, что в рассматриваемом регионе христианско-мусульманских браков составляет 21-23%4. В Татарстане отмечен рост числа таких браков. Согласно мнению специалистов, такие браки более устойчивые и благополучные (!), чем браки моноэтнические5. Ввиду сложившейся межэтнической и межконфессиональной ситуации за многие годы между православными и мусульманами Республики Татарстан сложились доверительные отношения, что показывают СМИ города Казани6. Представляется важным подробно рассмотреть ситуацию взаимодействия христианства и мусульманства в республике. В христианстве нами не будут рассматриваться традиционные конфессии протестантизма и католицизма, поскольку в сравнении с православными последователей данных конфессий незначительное число. К примеру, католиков на территории республики насчитывается не более 1 тыс. человек7. Словом «христианство» мы будим иметь в виду «православие».
В сфере христианско-мусульманского сотрудничества и диалога наиболее важными учреждениями по религиозным вопросам в республике со стороны государства является Управление по делам религий, со стороны мусульманства – Духовное Управление Мусульман Республики Татарстан и Российский Исламский университет, со стороны православных христиан – Казанское епархиальное управление и Казанская семинария. Управление по делам религий в 2008 г. получило государственные полномочия, до 2008 г. называлось Советом по делам религий8. Данный госорган, судя по отзывам жителей республики, имел и имеет большое значение в регулировании межконфессиональных отношений региона. В апреле 2012 г. Р. А. Набиев, профессор Казанского государственного университета, отметил в своем интервью, что одним из посылов к высокой национальной и религиозной толерантности в Татарстане является то, что во времена перестройки в республике не был упразднен Совет по делам религий (в настоящее время – Управление по делам религий)9. На наш взгляд, возможно, за счет него (Совета), во многом за последние годы не происходило конфликтов между представителями мусульманства и православия. С 1997 г. на протяжении 15 лет Управлением по делам религий совместно с сотрудниками Казанского государственного университета издана серия книг под названием «Культура, религия и общество», посвященная религиозным вопросам, изучению взаимодействия основных двух религий в России10. Данная акция, несомненно, положительно оказала влияние на диалог между традиционными конфессиями Татарстана.
Как уже отмечено выше, в целом политика Татарстана направлена на регулирование взаимоотношений между двумя конфессиями, предотвращение каких-либо потенциальных конфликтов между религиозными общинами. В такой направленности политики заинтересованы, прежде всего, вышеперечисленные мусульманские и христианские организации.
В первую очередь, нами будет рассмотрено Казанское епархиальное управление, являющееся главной организацией Казанской епархии. Миссионерский отдел Казанского епархиального управления на 2011 г. поставило себе одной из приоритетных задач – сохранение добросовестных, мирных отношений с мусульманами. Миссионерский отдел отмечает полезность диалога с мусульманским обществом по ряду вопросов как борьба за нравственность, семейные ценности, социальная работа. Согласно руководству Миссионерского отдела, одними из задач миссионеров Православной Церкви являются избежание конфликтов с представителями ислама, корректное поведение во взаимоотношении с мусульманами11. Из позиции Миссионерского отдела следует, что Казанская епархия пытается с пониманием отнестись к тем проблемам, которые возникают в традиционном мусульманском обществе. Главы крупнейших конфессий Республики Татарстан архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий и муфтий Илдус Файзов периодически встречаются, обсуждая способы взаимодействия по важным актуальным вопросам и обговаривая поддержание и сохранение мирного сосуществования православия и традиционного мусульманства на территории республики12. В частности 15 декабря 2011 г. состоялась конференция под названием «Ислам против терроризма», в которой приняли участие Высокопреосвященнейший Анастасий и муфтий Илдус хазрат Файзов. Участники конференции выступили с сообщениями и докладами на темы, касающиеся сотрудничества и взаимопонимания религиозной и государственной власти в деле борьбы с терроризмом в исламской среде. Научное мероприятие было организовано с целью, чтобы показать, что традиционный ислам является религией мира, примером толерантности в обществе13. Несколько месяцев раньше, 5 сентября 2011 г. был организован митинг с таким же названием «Ислам против терроризма», посвященный теракту в Беслане, в котором принимал участие руководитель Молодежного отдела Казанской епархии Александр Хохлов14. Как нам представляется, задача подобных встреч заключается в совместном решении актуальных проблем современного общества Республики Татарстан.
Немаловажную роль играют семинары межрелигиозной тематики. В 2011 г. состоялся семинар, посвященный межконфессиональному диалогу в Республике Татарстан, в котором участвовали представители Православной Церкви, Духовного Управления Мусульман, других конфессий. Итогом семинара стала актуализация принципов взаимодействия между православными и мусульманами в Татарстане. Было отмечено, что мусульманство и православие придерживаются и остаются верными своих богословских взглядов и догматического учения. По вопросам построения гармонии между конфессиями необходимо тесное взаимодействие религиозных общин. Главная задача в настоящее время заключается в поддержании межнациональной и межконфессиональной стабильности в Республике Татарстан15.
Между Казанской семинарией и Российским Исламским университетом проводятся круглые столы, цель которых заключается в развитии диалога между двумя конфессиями в области вероучительных, социальных, нравственных вопросов. Организуются беседы в учебных заведениях г. Болгар Спасского района сотрудником Миссионерского отдела и представителями ислама, главной задачей которых донести слушателям мысль о толерантности, веротерпимости между последователями разных конфессий16. В рамках этих бесед при поддержке отдела культуры Спасского района и администрации Спасского района 10 ноября 2011 г. в центральной библиотеке г. Болгара состоялось заседание круглого стола по вопросам межнациональных и межконфессиональных отношений и противодействию провокаций беспорядков и террористических акций. В знаменательной встрече приняли участие представители Православной Церкви: благочинный Спасского округа протоиерей Владимир Головин, руководитель Миссионерского отдела Спасского округа иерей Сергий Карпухин, представители мусульманской конфессии: имам-хатыб мечети г. Болгара Минсагиров Фархат Минкадырович и имам-мухтасиб Мухтасибата Спасского района и г. Болгара. В заключение круглого стола представители конфессий отметили, что на современном этапе важно сохранить внутреннее единство многонационального народа, проживающего в Республике Татарстан, приучать молодое поколение к веротерпимости и взаимоуважении друг к другу17. Взаимодействие двух этнических и конфессиональных систем в одном регионе обеспечивается общественными проектами. Таким крупным социальным проектом, по возрождению культурно-исторических памятников, является восстановление Булгар и Свияжска. Как замечает профессор Р.А. Набиев, данный проект является «ярким символом взаимоадаптации основных этнокультурных групп, населяющих Республику Татарстан»18. Немаловажное мероприятие планируется в мае 2013 г. – проведение международной научной конференции под названием «Исламско-христианский культурный симбиоз на постсоветском пространстве: исторический опыт и фактор устойчивости»19.
Что касается учебных религиозных заведений г. Казани, то у Казанской семинарии и Российского Исламского университета имеется общая цель – получение государственной аккредитации. Возможно, данная цель станет стимулом к более тесному сотрудничеству между двумя учебными заведениями. Хотя, как отметил еще в 2007 г. ректор Исламского университета Р. М. Мухаметшин, конфессиональные учебные заведения не так уж и заинтересованы в получении права на выдачу государственных дипломов, поскольку в религиозной сфере деятельности диплом государственного образца может и не пригодиться вовсе20. В другом недавнем своем интервью, опубликованном 20 марта 2012 г., ректор университета подчеркнул, что поскольку Исламский университет является негосударственным учебным заведениям, возникают определенные финансовые проблемы21. Со слов Р. М. Мухаметшина становится ясным, что если бы Исламский ВУЗ являлся государственным, имел государственную аккредитацию, то основная проблема, связанная с формированием бюджета университета, была бы решена. Необходимо отметить, что Исламский университет, как и Духовные православные академии, например, Санкт-Петербургская духовная академия, в 2012 г. будет отмечать первый выпуск магистратуры, в дальнейшем официально предполагает открыть аспирантуру22. Сложившаяся ситуация изменений в образовательной сфере православных учебных заведений и Исламского университета также может являться поводом к становлению диалога между мусульманской и христианской конфессиями Татарстана.
Укажем, что в Казанской духовной семинарии иеромонах Роман (Модин) преподает основы исламоведения. Будущие выпускники духовной школы получают базовые знания об исламе23. В Исламском университете на теологическом факультете преподается ряд предметов христианской направленности24. Таким образом, происходит взаимное изучение духовных культур религиозными образовательными учреждениями Казани.
На основе частных интервью и комментариев можно отметить, что в школах, других учебных заведениях молодое поколение знакомится с основами религиозных культур, благодаря чему у школьников развивается веротерпимость и толерантность по отношению к другим конфессиям и их представителям25. Однако, в этой сфере имеется ряд проблем, в частности, где в населенных пунктах проживает большинство мусульман, часто выбирают один модуль из шести модулей предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – ОРКСЭ) – «Основы исламской культуры». 26 марта 2012 г. в «РИА Новости» в Москве проводился круглый стол на тему преподавания основ религий в школах. В ходе мероприятия заместитель председателя Духовного Управления Мусульман Европейской части России Фарид Асадуллин отметил, что для многонациональной и многоконфессиональной России, в частности Республики Татарстан, наиболее оптимальным курсом является модуль «Основы светской этики»26. Ф. Асадуллин, участник круглого стола, подчеркнул, что на данный момент (март 2012 г.) готово к преподаванию ОРКСЭ только 50% учителей, а учебники по основам ислама, как он выразился, «не выдерживают никакой критики»27. Продолжая линию Ф. Асадуллина, зампред Духовного Управления Мусульман заключил, что основы конфессионального образования следует давать лучше не в школах, а в медресе, воскресных школах при храмах и так далее, последние с религиозно-культурной образовательной функцией справляются лучше28. Таким образом, нами делается вывод, что существует процесс обособления исламских релиозных общин от других конфессий в образовательной сфере.
Если в образовательной сфере не все так однозначно, то в другой сфере – туризме, паломничестве происходят значительные изменения, наблюдаются интересные события. По сведениям информационных служб группа христиан и мусульман из 36 добровольцев отправятся в паломничество из Казани в Иерусалим. Как ожидается, своим путешествием паломники продемонстрируют межнациональное и межконфессиональное единство и согласие народов Республики Татарстан29. Возможно, данное мероприятие послужит стимулом для роста христианско-мусульманского диалога в рассматриваемом регионе. Не исключено, что усилению единства между христианами и мусульманами по определенным вопросам станет конфликт, который произошел недавно между жителем Казани Дмитрием Фроловым и недалеко отстоящей от его дома мечетью. Д. Фролову мешают спать по ночам созывы верующих на общую молитву – намаз, что осуществляется через минарет. Звук разносится по всем домам в округе и мешает спать некоторым жильцам30. Д. Фролов решил отстоять в суде свое конституционное право на сон. По этому поводу 13 марта 2012 г. на Пятом канале показали сюжет, в конце которого корреспондентом была задана дилемма: если конституционный суд запретит по ночам созывать верующих в мечеть, то мусульмане будут вынуждены нарушать закон, более того православные также будут вынуждены нарушать этот закон в день Пасхи31. Если продолжать мысль корреспондента, то в богослужебной практике мусульмане и христиане будут иметь общую проблему, которая, вероятно, может послужить единению двух конфессий.
Отрицательно на межконфессиональные христианско-мусульманские отношения, на наш взгляд, влияют некоторые новости, которые вывешиваются на официальном сайте Казанской епархии. Часто эти новости имеют недоброжелательную окраску по отношению к мусульманству. Например, из сайта Православие.Ru была взята статья «Ислам в богослужебных текстах Православной Церкви. Часть 1» об истории и значении чина отречения от ислама (2007 г.)32. Вывешена критическая статья «Образ рая и ада в христианстве и исламе» (2007 г.)33. Статья из сайта «Православие.Ru» под названием «Христианам пакистанского города дали 10 дней для обращения в ислам», где пишется об угрозах мусульман по отношению к христианам (2007 г.)34. Статья из сайта «Богослов.Ru» под названием «Влияние процесса исламизации на взаимоотношения православных и мусульман в Сербии» о пагубном влиянии исламизации на Сербию (2008 г.)35. Из сайта «Православие.Ru» на обозрение читателям Татарстана дана дискуссия, разыгравшаяся между Юрием Максимовым и Хамзатом (Дмитрием) Черноморченко по поводу вероучительных и практических вопросов Священного Писания в мусульманстве и православии (2009 г.)36. Статья о нападении мусульман на христианскую церковь в Иракском Курдистане (2012 г.)37.
С другой стороны некоторые статьи на сайте Казанской епархии, взятые из других официальных сайтов Русской Православной Церкви, посвящены христианско-мусульманскому диалогу38. Анализируя информацию сайта Казанской епархии в целом, отметим, что Казанская епархия двояко относится к мусульманскому миру. С одной стороны она (епархия) по возможности находит общие точки соприкосновения с мусульманством, с другой стороны осторожно, иногда негативно отзывается об исламе. Такая двойственная позиция, на наш взгляд, может пагубно отразиться на отношениях между двумя крупными конфессиями республики.
Таким образом, можно подвести следующие выводы. Диалог между православными и мусульманами Республики Татарстан присутствует, главным образом, в целях поддержания мира и согласия среди населения региона. Между крупными этносами республики – татарами и русскими за последнее время не наблюдается каких-либо крупных конфликтов на религиозной почве. Такая мирная обстановка обеспечивается в регионе благодаря тому, что имеется довольно большой процент межэтнических христианско-мусульманских браков в республике. Сотрудничество между христианами и мусульманами на региональном уровне выстраивается благодаря Духовным Управлениям и ВУЗам христианских и мусульманских общин. Важную роль в поддержании полилога между государством, мусульманством и христианством играет Управление по делам религий республики. Не смотря на усилия перечисленных организаций, в регионе не так часто проводятся мероприятия научного и социального характера, направленные на решение общих вопросов, касающихся религиозной и общественной жизни населения республики. Не удается избежать недоброжелательных отношений между двумя крупными конфессиями, когда, например, со стороны мусульман наблюдается критика преподавания ОРКС, со стороны православных ведется критика мусульманства, его террористических акций, и при этом представителями христианства ислам часто не разделяется на традиционное и радикальные течения. Стоит отметить, что с каждым годом наблюдается снижение этой межконфессиональной критики. В будущем разрабатываются совместные христианско-мусульманские социальные проекты, планы научных конференций, семинаров, совместных паломничеств.
В заключении отметим, что межрелигиозный христианско-мусульманский диалог в Республике Татарстан действительно существует, имеет потенциал своего развития.
1Население // Официальный Татарстан. URL: http://tatarstan.ru/about/population.htm (дата обращения: 30.04.2012).
2Там же.
3История, культура, религия // Официальный Татарстан. URL: http://tatarstan.ru/about/human.htm (дата обращения: 30.04.2012).
4Межконфессиональные и межнациональные браки: взгляд из Москвы и Казани: Благовест-инфо // Islam online. URL: http://www.islamonline.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=2127:q-q---------&catid=6:2009-03-27-12-15-07&Itemid=14 (дата обращения: 01.05.2012).
5Там же.
6Межконфессиональные отношения в Татарстане: религии // Моя Казань. URL: http://kazan.ws/religion/ (дата обращения: 02.05.2012).
7История и современность // «Римско-Католический приход "Воздвижение Святого Креста». URL: http://kazan.katolik.ru/history/history_n.html (дата обращения: 04.05.2012).
8В Татарстане начинает работу Управление по делам религий: новости: в России // IslamRF.Ru: информационно-аналитический портал. URL: http://www.islamrf.ru/news/russia/rusnews/4224 (дата обращения: 03.05. 2012).
9Ступени роста: симбиоз вместо толерантности // Российский Исламский университет. URL: http://dumrt.ru/node/3395 (дата обращения: 02.05.2012).
10Там же.
11Задачи православной миссии в Татарстане // Православие в Татарстане: информационно-просветительский сайт Казанской епархии Московского патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.kazeparhia.ru/eparhiaotdeli/missioner/ (дата обращения: 01.05.2012).
12Позиция Казанской епархии в отношении мусульман и межконфессиональное сотрудничество // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/eparhiaotdeli/missioner/ (дата обращения: 01.05.2012).
13Конференция «Ислам против терроризма» // Духовное Управление Мусульман республики Татарстан. URL: http://dumrt.ru/node/2046 (дата обращения: 01.05.2012).
14Представитель Казанской епархии принял участие в митинге …: новости епархии // Православие в Татарстане: информационно-просветительский сайт Казанской епархии Московского патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.kazan.eparhia.ru/news/?id=32080 (дата обращения: 01.05.2012).
15В Татарстане обсуждают пути построения гармоничной жизни в многообразном обществе // Российский Исламский университет. URL: http://www.e-riu.ru/riu_news/?ID=1042 (дата обращения: 01.05.2012).
16Позиция Казанской епархии в отношении мусульман и межконфессиональное сотрудничество // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/eparhiaotdeli/missioner/ (дата обращения: 01.05.2012).
17В городе Болгар состоялся круглый стол между православными и мусульманами: новости епархии // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/eparhiaotdeli/missioner/ (дата обращения: 01.05.2012).
18Ступени роста: симбиоз вместо толерантности // Российский Исламский университет. URL: http://dumrt.ru/node/3395 (дата обращения: 02.05.2012).
19Там же.
20Интервью // Российский Исламский университет. URL: http://www.e-riu.ru/interview/?ID=450 (дата обращения: 01.05.2012).
21Новости: Ректор РИУ: Считаю, что если будет единая система образования с привязкой к вузу … // Российский Исламский университет. URL: http://www.e-riu.ru/riu_news/?ID=1299 (дата обращения: 02.05.2012).
22Новости: Ректор РИУ: Считаю, что если будет единая система образования с привязкой к вузу … // Российский Исламский университет. URL: http://www.e-riu.ru/riu_news/?ID=1299 (дата обращения: 02.05.2012).
23Казанская семинария // Преподавательский состав Казанской духовной семинарии. URL: http://kds.eparhia.ru/prepod_sostav/ (дата обращения: 01.05.2012).
24Теологический факультет // Российский Исламский университет. URL: http://www.e-riu.ru/study/teol/ (дата обращения: 01.05.2012).
25Казанский мир // InoSmi. URL: http://www.inosmi.ru/social/20110705/171603849.html (дата обращения: 01.05.2012).
26Плюсы и минусы повсеместного введения курса ОРКСЭ обсудили в РИА Новости // Благовест-инфо. URL: http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=46180 (дата обращения: 01.05.2012).
27Там же.
28Там же.
29Христиане и мусульмане из Казани впервые отправятся в Иерусалим … // ИТАР-ТАСС / Седмица.Ru. URL: http://www.sedmitza.ru/news/2684430.html (дата обращения: 01.05.2012).
30Житель Казани просит суд защитить его конституционное право …: новости // Пятый канал. URL: http://www.5-tv.ru/news/52029/ (дата обращения: 01.05.2012).
31Житель Казани просит суд защитить его конституционное право …: новости // Пятый канал. URL: http://www.5-tv.ru/news/52029/ (дата обращения: 01.05.2012).
32Ислам в богослужебных текстах: СМИ // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/smi/?ID=9778 (дата обращения: 02.05.2012).
33Образ рая в христианстве и исламе: СМИ // Православие в Татарстане. URL: http://kazan.eparhia.ru/smi/?ID=11044 (дата обращения: 02.05.2012).
34Христианам пакистанского города …: лента новостей // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/pnews/?ID=7420 (дата обращения: 02.05.2012).
35Влияние процесса исламизации …: СМИ // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/smi/?ID=12946 (дата обращения: 02.05.2012).
36СМИ: Еще раз о религии сильного человека // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/smi/?ID=19482 (дата обращения: 02.05.2012).
37В иракском Курдистане совершено очередное нападение …: лента новостей // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/pnews/?ID=35799 (дата обращения: 02.05.2012).
38Когда Ислам и Православие жмут друг другу руку: лента новостей // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/pnews/?ID=33402 (дата обращения: 02.05.2012); Интервью заместителя председателя …: полезные публикации // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/zhurnal/?ID=26076 (дата обращения: 02.05.2012); Грузинские ученые приняли участие …: лента новостей // Православие в Татарстане. URL: http://www.kazeparhia.ru/pnews/?id=32991 (дата обращения: 02.05.2012).
quot;
Назад к списку