Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Житие святителя Гурия, Казанского и Свияжского чудотворца.

Житие святителя Гурия, Казанского и Свияжского чудотворца

Св. Гурий, в святом крещении Григорий, родился в небольшом городке Радонеже Московского княжества, верстах в десяти от Сергиева Посада. Родители его были незнатные и небогатые дворяне по фамилии Руготины. Они, будучи людьми благочестивыми, воспитали сына своего в страхе Божием. Григорий был нрава кроткого, сердечно предавался молитве, усердно посещал храм Божий, благотворил, сколько мог, бедным и вообще старался о том; чтобы угодить Богу.

Его благонравие и благоразумие обратили на себя внимание соседнего боярина князя Пенькова, и он пригласил Григория к себе, поручив ему управление всем своим домом. Григорий изо всех сил старался оправдать оказанное ему доверие. Он поддерживал в доме примерный порядок и этим заслужил полное благоволение князя и княгини. Еще более, чем своею распорядительностью и честностью, Григорий обращал на себя внимание тем, что проводил жизнь высокоблагочестивую, в посте и непрестанной молитве. Но именно такая жизнь его и была более всего ненавистна врагу нашего спасения, который возбудил зависть в сердцах товарищей Григория, которым стало невыносимо видеть благополучие ближнего. Забыв страх Божий, они решились оклеветать перед князем ни в чем неповинного человека, набросив неблаговидную тень на его отношение к супруге князя. Разгневанный князь, поверив на слово клеветникам, хотел было в припадке ревности убить Григория, но потом одумался и ограничился следующею местью: он приказал сделать крепкий деревянный сруб и опустить в выкопанную яму, и в это-то тесное и убийственное для здоровья помещение безжалостно бросил Григория. Ему ничего не позволено было взять, кроме святой иконы Божией Матери с Предвечным Младенцем, пред которою он и совершал свой молитвенный подвиг. Свет в его темницу падал только сверху, в небольшое окошечко. А для того, чтобы страдалец не умер голодной смертью, князь приказал бросать ему в отверстие сноп овса на пять дней и давать понемногу воды.

Невыносимо было положение страдальца; но люди, подобные Григорию, скоро мирятся со своею участью, как бы тяжела она ни была. Они обращаются с пламенною молитвою к Создателю своему и всецело предают себя в волю Его. И Господь, видя терпение и веру рабов своих, скоро посылает им духовное утешение и ослабу. Пребывая в своей темнице, Григорий стал приводить себе на память подвиги мучеников и других святых мужей, принявших за имя Христово величайшие страдания и даже смерть. С каждым днем стал он все более прилепляться к Господу, от Него Одного ожидая лишь себе избавления. Он благодарил Бога за данный ему крест; он верил, что без воли Божией и волос с головы человека не падает, что воля Божия, благая и совершенная, все направляет к нашему спасению, следовательно, случившееся с ним должно послужить к лучшему для него. После таких размышлений он еще с большею горячностью обращался к славословию Божию. Душа его в уединении сроднилась с молитвою; он возненавидел все житейские попечения и дал твердый обет, если только будет избавлен от заточения, посвятить свою жизнь Богу, вступить на путь монашества. Уже проходил второй год заключения, когда один из товарищей по княжескому дому, друг Григория, упросил сторожа темницы, чтобы тот дозволил ему подойти к окну заключенного и поговорить с ним. Расспросив о его состоянии, он предложил узнику доставлять ему более приличную пищу. Но Григорий, поблагодарив его за участие, сказал: «Меня питает многая и преизобильная благодать Божия! Без наказания, которое терплю я, душа моя могла бы остаться неисцеленною. Благодарение Богу за все! В пище я не имею нужды, а прошу тебя приносить мне чернила и бумагу: я стану писать азбуки, а ты будешь продавать их и за вырученные деньги покупать бумаги, часть же раздавать нищим». Благочестивый муж, по любви своей к Богу и к ближним, и в темнице пребывая, хотел, чтобы люди поучались закону Божию и чрез то получали вечное спасение. Сам терпя крайнюю нужду во всем, сей боголюбец приказывает отдавать все свои трудовые деньги в пособие братьям своим нищим! Друг свято исполнял волю Григория до дня его освобождения.

Освобождение Григория совершилось чудесным образом. По прошествии двух лет со дня заключения он вдруг увидел в двери своей темницы проби-вающийся свет, как бы дверь была слегка приотворена. Не понимая, что это такое и боясь обмана вражия, он помолился усердно и долго, потом подошел к двери, коснулся ее рукою, и дверь тотчас отворилась. Он понял, что Господь указывал ему свободу. Возблагодарив от души Бога, он взял икону Божией Матери, бывшую с ним в темнице, прошел княжескую усадьбу, никем не примеченный, и направился прямо в обитель Преподобного Иосифа Волоколамского. Там он и постригся в монашество, приняв имя Гурия. Обитель эта славилась в то время строгостью своих уставов. Новый пришелец в ней, Гурий не только не отставал от других, но скоро стал образцом даже для престарелых подвижников. Святая жизнь его привлекла к нему сердца братии и обратила на него внимание начальства, так что через некоторое время Гурий был поставлен в Иосифовом монастыре игуменом. В новом звании своем Гурий неустанно заботился о спасении всех находившихся в его обители иноков. Как чадолюбивый отец, он все время отдавал чадам своим.

Обогащение их ума чистым христианским учением и их сердца – истинно-христианскими качествами и добродетелями составляло всегдашнее его попечение.

Слава о добродетельной жизни мудрого настоятеля не утаилась от людей: о нем узнал царь Иоанн Васильевич, и по его приказанью Гурий был переведен настоятелем в Троицкий Селижаров монастырь Тверской епархии – после почти десятилетнего управления Волоколамскою обителью. Впрочем, в Селижаровом монастыре пребывание его было недолгим – всего лишь один год: Господь приготовил св. Гурию иную, для него совершенно неожиданную должность.

Прошло уже два года, как Господь Бог покорил русской державе царство Казанское. Для распро-странения христианской веры в новоприобретенном крае царь Иоанн Васильевич, по совещании с первосвятителем московским Макарием (день памяти 30/12 января) и другими русскими святителями, постановил открыть в том крае особую епархию. Это место служения в тогдашнее время было чрезвычайно важно. Для проповеди народу, не познавшему еще Христа, требовался муж с духом апостольским и исполненный всех христианских добродетелей. Поэтому и избрание архипастыря происходило необыкновенным образом. Избрали четырех честных, благоговейных и духоносных кандидатов из священноиноков. В числе их находился и селижаровский игумен Гурий. Следуя древнему обычаю Православной Церкви, решительный выбор из означенных священноиноков предоставлялся Господу Богу посредством жребия. По совершении молебного пения митрополитом взяты были с престола два жребия из четырех на нем положенных. Эти два жребия, по уничтожении двух других, снова были положены на престол. После нового молебствия взят был с престола один из жребиев, решающий дело, этот жребий оказался с именем Гурия. Тогда царь, митрополит и все бывшие в храме единодушно прославили Бога, видя в избрании Гурия Его святую волю.

7 февраля 1555 года митрополитом Макарием, в сослужении двух архиепископов и семи епископов, с необычайною торжественностью, в присутствии царя, высочайшего двора, послов и знатных князей и бояр, совершено было посвящение игумена Гурия в епископа Казанского. С великою торжественностью нового архипастыря отправили в его епархию. После напутственного молебна, совершенного митрополитом Макарием, сам царь Иоанн Васильевич проводил его до врат Кремлевских, а весь освященный собор проводил через Москву, до того места, где архиепископ Гурий с сопутствующими ему сел в ладьи на реке Москве. В каждом городе, в каждом селении на пути архипастырь встречаем был молебствиями и сам совершал молебствия, так что все путешествие его до Казани, продолжавшееся два месяца, было почти непрерывным молением. (Архиепископ Гурий совершил путь свой водою: из Москвы реки по Оке, а потом Волгою – вплоть до Казани).

Святителю Гурию назначены были в сотрудники и помощники в его многотрудном служении, достопочтенные мужи: Герман, бывший архимандрит Старицкого монастыря, и Варсонофий, игумен Песношского монастыря. Кроме сих двух святых мужей, впоследствии Богом прославленных чудесами и нетлением, святителю даны были и другие лица из монашествующих и белого духовенства, для будущих обителей и приходских храмов. При этом он обильно был снабжен от щедрот царя и первосвятителя московского драгоценною церковною утварью, облачениями, богослужебными книгами и святыми иконами.

По прибытии в г. Казань (26 мая 1555 года) первым делом св. Гурия было воздать Господу Богу торжественное благодарение за благополучно совершенное путешествие и вместе освятить град. Он обошел крестным ходом весь город, осеняя его на все стороны крестом и окропляя святою водою. Пламенно молился он при этом, дабы благодать и сила Божия от освященного города обильно изливалась и на все улусы и селения мусульман и язычников.

Вступив в управление новооткрытою своею епархиею, Святитель Гурий, следуя совету царя и митрополита Макария, более всего заботился о том, чтобы сотрудники его – архимандриты, игумены, протоиереи и иереи – ревностно исполняли свои обязанности, чтобы все принадлежащие к пастве его жили по заповедям Божиим, чтобы христиане обращались с мусульманами кротко и любовно и таким образом располагали их к принятию православной веры.

Много трудов и забот предстояло святителю Гурию среди его новой паствы. Христиан из коренных русских было очень мало, а обращавшиеся из магометан и язычников, как малые и несмышленые дети, требовали учения совершенно ясного, убедительного, твердого и вместе исполненного евангельской любви к ближним. В таком именно пастырском духе и учил новый святитель. В речах его слышалось искреннее желание всем вечного спасения, и потому слова его сильно действовали на сердца неверных, располагая их к христианской религии и исполняя любовью ко Христу. В великом множестве прибегали они к святителю, и мужчины, и женщины, и дети, и принимали святое крещение. Архипастырь прилагал также особенное попечение о воспитании детей – как новообращенных, так и вообще христиан; он заводил для этого училища при монастырях и церквах (большей частью при нем и построенных).

Св. Гурий был милостив ко всем нуждающимся, и ни одного бедняка или скорбящего не мог он видеть без того, чтобы не оказать им помощи и утешения. «Живяше преподобный, – пишет о нем блаженный Гермоген, – нищия кормя, неимущия всеми потребами удовляя, и бедныя и вдовицы и сироты заступая и от бед изымая». При этом святитель с одинаковою любовью благотворил и неверным – татарам и язычникам.

Строго следя за всем, лично во все вникая, Святитель скоро увидел, что для успешнейшего обращения неверных ему необходимо на месте – в Казани – приготовить себе сотрудников. С этою целью он на второй же год по прибытии в Казань учредил при Спасо-Преображенском и Богородицком Зилантовом монастырях школы для обучения детей.

Среди разнообразных трудов по управлению епархиею и монастырями, по обращению неверных, утешению скорбящих и нуждающихся, святитель никогда не оставлял своей келейной молитвы. Молитва составляла самую необходимую и самую любезную пищу для его сердца: он посвящал ей целые ночи. При строительстве в Казани каменного собора в честь Благовещения Пресвятой Богородицы с приделом во имя свв. Страстотерпцев князей Бориса и Глеба, за постройкою которого имел ближайший надзор сам святитель, – он любил предаваться молитве в придельном храме Страстотерпцев, в удалении от всех людей.

Таковые труды святителя, при великом ослаблении его телесных сил – от крайнего изнурения в темнице и подвижнической жизни, а частью и от преклонных лет, – повергли его в болезнь, продолжавшуюся около трех лет. Святитель не мог уже совершать служение. Даже при богослужениях в церкви, куда в праздники его приносили на руках, он присутствовал сидя или лежа. Но дух его был бодр; он по-прежнему молился и молитвою низводил благодать небесную на свою паству. В болезни своей он нередко повторял: «Все настоящее время есть время трудов. Вознаграждение получается в жизни будущей. Небесные радости дарованы будут только тому, кто на земле подвизается и для получения благ нетленных оставляет тленные. Должно подвизаться, несмотря ни на какие трудности и неудовольствия, – яко недостойни суть страсти нынешнего времени к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8: 18).

Особою любовью архипастыря пользовался настоятель Казанского Спасо-Преображенского монастыря архимандрит Варсонофий, прибывший с ним вместе в Казань. Во время болезни Гурия архимандрит Варсонофий был при нем неотступно. Ему же святитель приказал облечь себя в великий ангельский образ – схиму, когда почувствовал приближение своей кончины. В 8 часов вечера 4 декабря 1563 года великий архипастырь мирно почил о Господе сном праведных. Казанская паства оплакала своего доброго святителя, как оплакивают дети нежно любимого отца. Тело его было погребено, по завещанию, за алтарем соборного храма Спасо-Преображенского монастыря.

Спустя тридцать два года после смерти святителя Гурия (в 1596 году) в Спасо-Преображенском монастыре началась постройка нового каменного собора в честь Преображения Господня, на месте существовавшего деревянного. А так как назначенная к построению церковь своими размерами была гораздо больше прежней, то предстояло отнести восточную стену нового храма на несколько саженей далее алтаря прежней церкви. При этом пришлось потревожить могилы святых Гурия и Варсонофия. Когда гробы их были со всеми предосторожностями выкопаны из земли и затем, с подобающим благоговением и молитвословием, вскрыты, то телеса святых оказались нетленными. При этом гроб святителя Гурия был наполнен благоухающим миром, и так обильно, что святые мощи его, как свидетельствует Казанский митрополит Гермоген, плавали в этом мире. Велика была радость жителей города Казани и всего края, во множестве притекавших к мощам прославленных Богом святителей. При этом страждущие разными болезнями, одержимые нечистым духом получали скорое исцеление, особенно от помазания миром из гроба св. Гурия. Вскоре после сего к соборному храму Спасо-Преображенского монастыря был пристроен придел во имя святителей Гурия и Варсонофия, и в нем были поставлены мощи святых, в подобающих святыне ковчегах, один подле другого.

В 1630 году мощи святителя Гурия переложены были из деревянного ковчега в серебряную раку и перенесены в Казанский кафедральный собор, самим Гурием построенный.

Память Святителя Гурия в Казани празднуется с особенною торжественностью 5 декабря, в день кончины Святителя, 4 октября, в день открытия святых и многоцелебных его мощей, и 20 июня, в день перенесения его мощей из Спасо-Преображенского монастыря в построенный им Казанский кафедральный собор.

Там и почивали святые мощи, пока не наступили для православной церкви дни испытаний и гонений. После прихода к власти большевиков и установления в Казани безбожной власти все храмы и монастыри в Казанском Кремле были закрыты. После долгих переговоров верующим было позволено про покровом ночи, без звона колоколов, перенести храмовые и монастырские святыни в еще действующий в то время Казанский Богородицкий женский монастырь, основанный на месте явления Казанской иконы Божией Матери. В числе этих святынь были мощи святителя Гурия и Варсонофия. Здесь, в святой обители, они нашли свое временное пристанище под покровом Божией Матери. После закрытия монастыря в 1929 году мощи святителя Гурия некоторое время находились в церкви святой великомученицы Параскевы Пятницы, которая была в то время кафедральным собором обновленцев. После его закрытия святые мощи были перенесены в храм Ярославских чудотворцев на Арском кладбище, где, наконец, и обрели свой покой до сего дня, изливая и поныне обильные чудеса всем с верою обращающимся к великому светильнику нашей земли святителю Гурию.


Тропарь, глас 4

Правило веры и образ целомудрия, учителя добрых дел и наставника спасения даде тя Господь новопросвещенному граду Казани, в немже приобрел еси новыя от язык люди и привел еси я Христови. Сего ради в память твою радостно сошедшеся, честне празднуем святое твое успение, ты же, отче наш, святителю Христов Гурие, моли Христа Бога спастися душам нашим.


Ин тропарь, глас 4

(перенесение мощей)

Яко крин благовонный, мироточивыя твоя мощи от вертограда Церкве Спасовы в вертоград Церкве Богородичны честне принесошася, святителю Гурие, якоже бо дар честен, тя дарова Христос Пречистей Матери Своей, и исполнися храм Ея святый благоухания твоего, и возрадовася архиерей-ский престол, приемый тя, первоседателя своего. Возвеселися же собор верных со святителем и священноначальники о преславном цельбоносных твоих мощей пренесении, еже мы радостно празднующе, молим тя, угодниче Божий: моли Христа Бога подати душам нашим мир и велию милость.

Ин тропарь, глас 3

Добродетельнаго и благороднаго ради твоего жития, извел тя есть Прещедрый Бог на первопрестольство богоспасаемаго царства Казани и просветил есть учением твоим бесерменьския языки. И многия, святителю Гурие, во избранно Христово стадо привел еси, и нищелюбием богоугодно пожил еси, и по преставлении твоем много лет сокровенное твое тело от недр земных на удивление явися, и благоуханнаго мира гроб наполнися приходящим с верою, взимающим миро от раки честных мощей твоих, всем источаеши исцеления, святителю Христов Гурие, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Кондак, глас 4

Чувственныя страсти победив, чистотою, яко солнце, возсиял еси, чисто житие до конца сохранив, и от неверия в веру многих ко Христу привел еси, того ради от Бога нетлением почтен, чудесы твоими вся удивил еси. Молим убо тя, святителю Гурие, молитвами твоими от бед избави нас, да зовем ти: радуйся, отче предивный, граду Казани похвало и утверждение.

Ин кондак, глас 6

Истины основание, и веры утверждение, и в поучениих преизряднаго свемы тя благочестию споспешника, апостолом сопрестольника, страстотерпцем сопричаст-ника, постником купноревнителя похваляем тя, Гурие святителю, и велия таинника Божия благодати.

Молитва святителю Гурию, Казанскому и Свияжскому чудотворцу

Святителю отче Гурие, предстоя священ-ной раце многоцелебных мощей твоих, молим тя усердно быти всегда и везде нашим ходатаем, заступником и покровителем. Исходатайствуй пастве твоей мир, тишину, благоденствие, здравие и спасение. Буди постоянным нашим заступником от всех врагов видимых и невидимых: покрывай нас от нахождения всех бед, напастей и скорбей, паче же от искушений врага темнаго. Предстоящим же зде и молящимся испроси у Господа Бога вся, яже ко спасению своему они просят у Него в своих нуждах и скорбех, да вси мы с тобою прославляем Всесвятое Имя Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

 


Назад к списку