Клара Гудзик. Введение во храм
Клара Гудзик
Введение во храм
Источник: http://pasxa.eparhia.ru
Значительная часть христиан начинает церковный новый год – церковное новолетие – 1 сентября (14-го по новому стилю) и сейчас мы находимся в его начале. Знаменательно, что большинство больших церковных дат в период от новолетия до Рождества Христова посвящены Пресвятой Богородице: 21 сентября празднуют Рождество Богородицы, 14 октября – ее Покров, а на этой неделе (4 декабря) отмечается событие Введения Марии, матери Сына Божьего, в Иерусалимский храм. Это день, который входит в число 13 наибольших христианских праздников года, наряду с Рождеством, Пасхой, Троицей и др.
Содержание события ?Введения во Храм? простое. Родители Марии, праведные Иоаким и Анна, в благодарность за рождение давно ожидаемого ребенка посвятили его Богу – отдали трехлетнюю девочку в Иерусалимский храм на воспитание. По Святому Преданию, на пороге храма Марию встретил весь храмовый причт во главе с первосвященником; ее даже ввели в Святая Святых – место, где хранился ковчег Завета и куда имел доступ только первосвященник. В храме Мария жила до 14 лет, – в молитвах, труде и чтении Святого Писания. Все это оградило Марию от мирских соблазнов, от общения со своими ровесниками, от прозы жизни. С того времени она стала особенной и бессознательно готовилась к великой мистической непостижимой миссии – рождению Сына Божьего. Когда пришло время покинуть храм, родители Марии уже умерли и священники обручили ее со старым Иосифом, одним из потомков библейского царя Давида.
В мировом искусстве есть немало изображений Введения во храм – величественный Иерусалимский храм, толпы иудеев, а по крутой лестнице поднимается крохотная одинокая девочка – навстречу судьбе. В православных молитвах этого праздника Марию называют ?Пречистым храмом Спаса?, ?Бесценным чертогом и Девой?; поют о том, как ?В храме Божьем ясная Дева появилась и Христа всем предвещает!?
События введения во храм в Новом Завете не описаны, хотя евангелисты уделяют Богородице значительное внимание. Достаточно вспомнить, что в последние моменты своей жизни Исус Христос думал о своей матери, как об этом свидетельствует св. евангелист Иоанн: ?Возле креста Исуса стояла мать Его… Когда Исус увидел мать и стоявшего рядом ученика, которого Он любил, то сказал матери своей: ?Жено, вот сын твой?. А ученику сказал: ?Вот мать твоя!? И с тех пор тот ученик взял ее к себе?. То были почти последние слова Распятого – забота о своей матери.
Существует богословие, которое называется апофатическим (от греческого ?отрицаю?). В соответствии с этим учением, человеческий разум не способен, в принципе, понимать Бога, в частности христианского Бога – его три ипостаси, его две, божественную и человеческую, сущности, его намерения и цели. Бог – это слишком большая для человеческого ума тайна, которую невозможно определить в понятиях и терминах нашего языка, так как мы не имеем, не знаем для этого соответствующих эпитетов или логики. Если верить упомянутым богословам, то о Боге можно знать только одно – то, что он непознаваем и абсолютно отличен от всего человеческого, от всего, что мы способны себе помыслить или представить.
Обычному человеку трудно, неуютно поклоняться неизвестному и непонятному Богу. Очевидно, что именно поэтому Мария занимает такое значительное место в системе христианских верований и ценностей. Без нее христианство было бы несколько другой религией, по крайней мере для широких масс. Все, связанное с Матерью Исуса, ее жизнью, страданиями, действительно понятно для всех и всегда поучительно. Начиная с того времени, как трехлетняя девочка начала свое служение в Иерусалимском храме. Особенно подчеркивал роль Богородицы евангелист Лука, автор ?Деяний святых апостолов?. Он описывает, что после смерти своего Сына Мария, вместе с его учениками, находилась в той комнате на втором этаже иерусалимского дома, где Святой Дух снизошел на апостолов: ?Вдруг возник шум с неба, будто буря поднялась… И все они преисполнились Духом Святым и начали говорить на других языках?. Это был день Пятидесятницы, день основания христианской церкви и начала широкомасштабной миссионерской деятельности первых христиан. (Схождение Святого Духа на апостолов весьма выразительно изображено на стене Кирилловской церкви в Киеве художником Врубелем. В центре, в окружении апостолов, видим Богородица).
После Схождения Святого Духа началось миссионерское служение Богородицы – распространение среди народов учения своего Сына.
Назад к списку