Кто истинный наследник апостола Фомы? Переписка двух индусов: православного и нехалкидонита.
Источник: СПбДА
В 2015 году студент Санкт-Петербургской Духовной Академии Климент Нехамайя написал письмо о своем пути к Православию. Это история была опубликована в интернете и данную статью прочитали в Индии. Один из христиан-нехалкидонитов написал Клименту письмо, в котором постарался доказать, что «Индийская православная церковь», к которой он принадлежит, и есть истинная Церковь Христова. Ответ на это письмо написал брат Климента — Поликарп, и мы публикуем данную переписку с его разрешения.
«Я испытал шок, прочитав это»
Письмо нехалкидонита Василия Варгхесе
Уважаемый Климент,
приветствую Вас во Христе!
Мне случилось прочитать Ваше письмо, озаглавленное «Я уверен в великом успехе Православия в Индии». Прежде всего, хотел бы Вас поздравить с обретением истины в лоне Православной Церкви. В своем письме Вы упоминаете «монофизитов из Иаковитской церкви в Индии, которые называют себя православными».
Позвольте признаться: я испытал шок, прочитав это. Сам принадлежу Индийской православной церкви, основанной самим святым апостолом Фомой. Патриарх нашей церкви – это католикос Востока, преемник апостольского престола святого Фомы. Наш сегодняшний предстоятель – его святейшество католикос Василий Мар Фома Павел II.
Моя церковь находилась в тесном контакте с Персидской церковью (тоже основанной святым апостолом Фомой) до того, как в 1498 году в Индию пришли португальцы и в следующем веке попытались взять верх над коренными христианами страны. Поэтому мы вполне можем допустить, что наши предки были несторианами. Но, после продолжавшегося полвека португальского доминирования (1599–1653), моя церковь провозгласила свою независимость, дав «Клятву креста Кунан» в 1653 году. Это был первый открытый бунт индийцев против иностранного колониального господства. Потом наша церковь разослала письма другим церквям Востока с просьбой о помощи, потому что у нас не было епископов. Только Сирийская православная церковь откликнулась на нашу просьбу. Спустя более двух веков знакомства с сирийскими епископами, моя церковь постепенно впитала в себя их богослужения и полностью заимствовала их к XIX веку.
Василий Варгхесе: “В основном православные византийцы и православные дохалкидонцы имеют одну и ту же веру”
Пожалуйста, поймите, что Древневосточные (Дохалкидонские) православные церкви – не монофизитские. Если Вы изучите политический и исторический фон Халкидонского Собора (как императрица Пульхерия, запугав, вынудила Патриарха Константинопольского Анатолия принять Томос папы Льва; как жаждавший власти Римский епископ решил отомстить непритязательному Патриарху Александрийскому; заметьте, что та же жажда власти Римского папы стала решающим фактором в Великом расколе), тщательно изучите спор – «в двух естествах» против «из двух естеств», – то поймете истину. В основном православные византийцы и православные дохалкидонцы имеют одну и ту же веру, просто она выражается немного по-разному, и это привело к путанице. Пожалуйста, ознакомьтесь с журналами Шамбезийского соглашения.
Можете обратиться к трудам знаменитого профессора и священника В.Ч. Самуэля и прославленного митрополита Павла Мар Григория, которые проливают свет на эти вопросы.
К тому же, название «иаковиты» звучит для нас оскорбительно. Мы избавились от этого слова около века назад. Его использовали «мелькиты» в качестве насмешки над нами за нашу связь с Яковом Барадеем, который был анти-халкидонцем. (Вспомните, как Вы сами не любите, когда Вас называют «мелькиты». Так же и мы ненавидим, когда нас называют «иаковиты».)
Сегодня, принимая во внимание открытый экстремизм индуистов, необходимо понять, что христианам Индии пора стоять вместе. Я из штата Керала. Даже в Вашем родном штате Махараштра Индийская православная церковь имеет сильную епархию с митрополичьей кафедрой в Мумбае. В Нагпуре действует престижная семинария (Православная богословская семинария святого апостола Фомы). Пожалуйста, молитесь вместе со мной о восстановлении евхаристического общения между Восточной Православной Церковью и Дохалкидонской (Древневосточной) православной церковью. Мы возлагаем немалые надежды на благодушие Святейшего Патриарха Кирилла и Высокопреосвященнейшего Митрополита Илариона (Алфеева). Предыдущий патриарх, Алексий II, был большим другом Индийской православной церкви. В настоящее время священник Русской Православной Церкви протоиерей Стефан Хэдли посещает монастырь Индийской православной церкви в Коттаям, штат Керала. Давайте будем молиться за укрепление братских отношений между Восточной Православной и Дохалкидонскими (Древневосточными) церквями.
Ваш во Христе,
Василий Варгхесе
***
«Преемниками апостолов нас делает только непрерывность веры»
Ответ православного индуса Поликарпа Нехамайя
Уважаемый господин,
приветствую Вас во Христе Иисусе!
Как православный христианин, я не согласен ни с изложенной Вами историей, ни с богословием
Рад, что письмо-свидетельство моего брата было прочитано в Индии. Также с радостью получил Ваш отзыв, на который отвечаю с братской любовью. Понимаю Вашу реакцию как члена Древневосточной (Дохалкидонской) церкви. Если бы я сегодня был англиканином, то испытывал бы, видимо, похожие чувства. Но это было бы рвением ради своей деноминации, без внутреннего проникновения в суть и не подкрепленное опытом. Есть три угла, под которыми можно смотреть на вещи и судить их: совершенно неправильный угол; частично правильный и частично неправильный; совершенно правильный. Люди, смотрящие под каждым из этих углов, думают, что они правы и что их мнение верно. Но главное не то, что думают люди и каких точек зрения придерживаются. Главное – в чем состоит истина. Это становится еще более важным, когда мы говорим о христианской вере, что есть жизнь Святого Духа в Церкви Триединого Бога. По этой причине мы должны смотреть и судить здесь под правильным углом, чтобы это служило во славу Божию. Как православный христианин, я не согласен ни с изложенной Вами историей, ни с богословием. Но при этом хочу заверить, что мои реакция и ответ на Ваше письмо продиктованы братской любовью и заботой о собрате во Христе.
Я изучал историю христианства в Индии и могу уверенно сказать, что Маланкарская Сирийская ортодоксальная церковь, также известная как «Индийская православная церковь», отделилась от Иаковитской сирийской христианской церкви (Сиро-иаковитская церковь), которая относится к Сирийскому православному патриархату. Поэтому, что касается истории, Маланкарская церковь начала существовать в 1912 году, а не в I веке от Рождества Христова, как утверждают верующие упомянутой церкви. Нынешний глава этой церкви – Василий Мар Фома Павел II – известен как «католикос Востока и митрополит Маланкарский», но не как патриарх. В целом, ни одна из существующих сегодня в Индии церквей не может претендовать на то, что она восходит к самому святому апостолу Фоме. Святой апостол Фома, действительно, основал в Индии православную Церковь, но после его мученической кончины она на протяжении 300 лет оставалась без священников и зависела от Персидской Церкви, которая сначала была православной, но в 489 году стала несторианской (а, если быть точнее, со смертью патриарха Акакия, который был последним православным патриархом на кафедре Селевкии и Ктесифона). Так Индийская церковь под властью Персидской церкви тоже стала несторианской.
В конце XVI века в страну приехали римо-католики португальцы и обратили в свою веру большую часть местных несториан. Однако небольшая группа христиан так и не приняла католицизм и стала называться Миафизитской восточной церковью в 1665 году, после того как получила иаковитского епископа Иерусалима Григория из Сирийского патриархата. Я рассказываю эту историю по той причине, чтобы показать, что Поместная Церковь, основанная апостолом Фомой, умерла в V веке и оставалась мертвой во времена латинян и иаковитов. Следовательно, как я уже сказал, ни одна из ныне существующих в Индии церквей не может претендовать на то, чтобы называться Церковью апостола Фомы. Не имеют решающего значения ни преемственность, ни непрерывность генеалогии, ни возложение рук. Всё это не делает нас преемниками апостолов. Преемниками апостолов нас делает только непрерывность веры – не похожесть и даже не почти полное сходство вероисповеданий, но только полное тождество веры, что есть жизнь и действие Святого Духа. Единый Господь имеет одно Тело, в котором обитает единый Святой Дух – носитель единой веры в Церкви – Вечной Невесте Христовой.
Касательно халкидонских споров я бы сказал, что этот вопрос уже решен. Мне удалось прочитать книгу профессора В.Ч. Самуэля «Пересмотренный Халкидонский Собор» и должен признать, что это интересный труд. Но снова хотел бы напомнить, что следует смотреть под правильным углом, чтобы не ошибаться. Древневосточных христиан обычно называют монофизитами, на что они обижаются. Хотя этот термин не очень точный, и я бы предложил называть их миафизитами (как делал коптский папа Шенуда II) или просто нехалкидонцами. Кстати, термин «иаковиты» не оскорбителен, поскольку Сиро-Иаковитская христианская церковь называет себя так по сей день; и для меня ничуть не оскорбительно название «мелькиды». Пока тот или иной император, патриарх или даже мирянин остается православным, мне совершенно не обидно называться его именем.
Шамбезийское соглашение, упомянутое Вами, не справедливо по отношению к истине
Шамбезийское соглашение, упомянутое Вами, не справедливо по отношению к истине – его не принимают ни Русская Православная Церковь, ни Святая гора Афон. Конечно, мы желаем уврачевания всех расколов, но оно должно совершаться в истине и в соответствии с действием Святого Духа – иначе мы только обманываем себя и достигаем лишь призрачного единства. Церковь живая, она не может быть в прошлом, а всегда остается в настоящем, потому что содержит полноту Христову и непрерывность действия Святого Духа. Пречистое Тело Христово уже защитило и провозгласило веру Сына Божия, что ипостасное соединение Воплотившегося Логоса не только «из двух природ», но и «в двух природах» – единый Христос, единородный Сын Божий. Определение Халкидонского Собора провозглашает православную веру, подтверждаемую древними пророками; так учил нас Сам Господь Иисус Христос; так передан нам Символ веры отцов.
Таков и Томос святого папы Римского Льва. Лично я люблю этот Томос, он красиво и просто объясняет соединение Божественной и человеческой природ во Христе. Томос святителя Льва, конечно, был принят Церковью не под давлением императрицы – как такое могло быть? Даже если мы допустим, что святитель Анатолий Константинопольский принял Томос под большим давлением, то как тогда объясним тот факт, что по прочтении Томоса все епископы в один голос возгласили: «Это вера отцов; это вера апостолов! Вера православных… С нею все мы согласны; все так мудрствуем»? Сам святитель Анатолий был александрийцем, получил образование в Александрийской школе, знал отличие православной христологии от неправославной, поэтому он принял христологию, изложенную в Томосе Льва Великого, и вместе с другими епископами опроверг еретические учения.
Будет ошибочно, если мы признаем, что Православная Церковь и Нехалкидонские церкви исповедуют одну веру
Это будет ошибочно, если мы признаем, что Православная Церковь и Нехалкидонские церкви исповедуют одну веру. Иначе выйдет, что Томос святителя Льва является одновременно православным и еретическим, а как это может быть?! Церковь канонизировала папу Льва как святого угодника Божия и учителя Церкви, но осудила Диоскора и Севера. Благодаря решению Церкви стало кристально ясно, что есть Православие, а что – нет. Поэтому допускать наше единство в вере (с нехалкидонцами. – Ред.) – значит, погрешить против Церкви Христовой. Определения Халкидонского Собора очень важны, и мы не можем воспринимать их легкомысленно. Ибо Сам Господь спрашивает нас: «А вы за кого почитаете Меня?» (Мф. 16: 15). От нашего ответа зависит, от Отца ли это Небесного или всего лишь от нашего интеллекта. Преподобный Викентий Леринский помогает нам определить православность нашей веры, говоря: «В самой же Кафолической Церкви особенно должно заботиться нам о том, чтобы содержать то, чему верили повсюду, всегда, все; ибо истинно и в собственном разуме кафолическое, как показывает значение и смысл наименования сего, – то, что все вообще объемлет. Но это будет наконец тогда, когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или по крайней мере большинства священников и вместе учителей» (Викентий Леринский, преподобный. О Священном Предании Церкви. СПб., 2000).
Мы все поистине желаем и ищем уврачевания раскола и восстановления евхаристического общения. Но этого невозможно достичь, пока не будут предприняты серьезные, честные попытки в единомыслии с учением Церкви. Это, действительно, благое дело – молиться о воссоединении, и мы всегда возносим об этом молитвы. Давайте будем продолжать молиться! Также ценю Ваш призыв к единству в Индии в нынешний неспокойный период. Поистине мы должны стоять вместе, помогая друг другу, молясь друг за друга и вместе свидетельствуя о Христе, чтобы Имя нашего Господа Бога прославлялось через всех и во всех. Аминь.
С любовью во Христе,
Поликарп Нехамайя
(Керала, Индия)
Назад к списку