ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ
ПРАВОСЛАВНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИВОТНЫМ
Поговорим об отношении христианской религии к животным. Дело в том, что людей, неравнодушных к нашим “меньшим братьям”, у нас немало. Часто можно видеть, как сердобольные мужчины и женщины с утра несут миски с похлёбкой для бездомных щенков или котят. Большинство из этих людей верит в Бога, в искупительную жертву Христа и живёт по Его заповедям, однако не принимает учения Церкви именно потому, что, по их мнению, оно отвергает ценность животных в мироздании и вообще считает их не достойными внимания со стороны человека.
Это далеко не так. Прежде всего отмечу, что учения Православной Церкви о животных не существует. Имеются лишь частные мнения по этому поводу святых Отцов, не утверждённые, однако, в качестве догмата самой Церковью. Поэтому мы и рассмотрим именно частные мнения христианских подвижников[1].
В этом вопросе существуют два важных аспекта. Первый: бессмертны ли души животных и наследуют ли они Небесное Царство; и второй: об отношении к ним Бога и людей.
Сторонники утверждения, согласно которому душа животного распадается в момент его физической смерти (в частности, святитель Игнатий Брянчанинов), говорят следующее: всё, что не имеет в себе “образа и подобия Божия”, Царствия Небесного не наследует.
Однако этому утверждению имеется аргументированное возражение. А именно: в первозданном раю животные существовали (из Священного Писания известно, что Адам давал им имена (Быт 2:19–20)), причём сотворены они были задолго до появления на свет человека. А всё сотворённое до грехопадения людей, как известно, было нетленным! Следовательно, бессмертны были и животные. Так почему же в прежнем раю живые существа, которые не являются “образом и подобием Бога”, были, причём нетленными, а в раю будущем их быть не должно? Попытки объяснить подобное тем, что, мол, животные нужны были вначале для помощи людям в быту, — абсолютно безосновательны по той простой причине, что Адам и Ева в раю ни в чём не нуждались: ни в охране жилища, ни в истреблении мышей, ни в том, чтобы пахать землю. А среди продуктов, разрешённых им в пищу, согласно Священному Писанию, никак не фигурировало мясо.
А теперь обратимся к доводам тех святых Отцов, которые по данному вопросу придерживались иной точки зрения (а таких намного больше, чем сторонников святителя Игнатия). В частности, святой архиепископ Лука Войно-Ясенецкий для доказательства верности своих воззрений приводит цитаты из Священного Писания: Излию от Духа Моего на всякую плоть (Иоил 2:28); нетленный Твой дух пребывает во всем (Прем 12:1). Из этого архиепископ Лука заключает, что “дух животных <...> не может быть смертным, ибо и он — от Духа Святого” (нетленного — В. К.)[2].
Далее он приводит замечательные строки из Послания к Римлянам святого апостола Павла: Тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим 8:19–22).
Комментируя эти строки, святитель Лука пишет: “Вся тварь жила бы в свете и радости, если бы грехопадение Адамово не изменило судьбу мира <...> и в наставших печальных судьбах жизни она, по греховной воле Адама, которому Бог подчинил её, подпала суете, нестроениям и страданиям”[3]. Из этого многие священники делают вывод о том, что мы перед животными — в неоплатном долгу. Зверушки, птицы и вся Божия тварь получили болезненные и смертные тела из-за греховных поступков первых людей! В отличие от них животные перед Богом ни в чём виноваты не были!
Что же будет с Божией тварью дальше? А дальше, на новой, обновлённой Земле, согласно Священному Писанию, волк и ягненок будут пастись вместе; и лев, как вол, будет есть солому (Ис 65:25). То есть хищники, это порождение дьявола (который на вверенной ему Земле многое изменил по своему усмотрению), снова станут кроткими травоядными созданиями, какими и были задуманы Богом. Более того, по мнению создателя “Детского Катехизиса” протоиерея Максима Козлова, животные в Небесной Обители будут не такие, какими они были на Земле, а “преображёнными”, “включающими в себя некое лучшее”, что может быть взято из них[4].
По слову святителя Луки, “бессмертие для твари не будет иметь того значения, что для человека. Её примитивный дух не может бесконечно развиваться и нравственно совершенствоваться. Жизнь вечная для низкой твари будет лишь тихой радостью в наслаждении светозарной природой и в общении с человеком, который уже не будет мучить и истреблять её”[5].
Именно: “не будет мучить и истреблять…”. К сожалению, греховная природа нынешнего человека такова, что он частенько становится палачом всего живого на Земле. Он видит в зверушках и птицах не душу, а исключительно мясо и шкуру. Но это ещё полбеды. Частенько он убивает животных на охоте и рыбалке уже не ради пропитания, а с целью развлечения! Человек, творящий такое, испытывающий удовольствие при виде страданий Божией твари, не имеет в себе ни капли христианина! А если он считает себя верующим, то эта его вера с христианством абсолютно и в корне несовместима.
Сторонники убийства животных и люди, абсолютно к ним равнодушные, говорят так: это существа “неразумные”, они не имеют “духовной ценности”. Отвечу цитатой из Священного Писания: Ты любишь все существующее, и ничем не гнушаешься, что сотворил (Прем 11:25). То есть Бог любит всех созданных Им существ. И потому никто из людей не вправе превозносить себя над остальным творением Господа — тем более что разум и дух, коими мы так любим гордиться, являются вовсе не плодами наших трудов и усилий, а исключительно даром Всевышнего!
Каким должно быть отношение христиан к животным, лучше всего видно на примере православных святых. Преподобный Серафим Саровский возле своей землянки устраивал настоящую столовую для лесных зверушек. К нему приходили зайцы, лисицы, белки и даже медведь. Отцу Серафиму не только не могло прийти в голову наставить на них ружьё, но он не был и равнодушен к их бедам, никогда не отказывал им в хлебе.
По молитве преподобного Сергия Радонежского был исцелён слепой медвежонок, которого к его избушке принесла медведица.
Старец Герасим Иорданский извлёк занозу из лапы льва. Зверь после этого всю жизнь смиренно трудился со святым и скончался на его могиле…
Многие афонские старцы разговаривали с животными, как с людьми. Почитали даже пауков и змей.
Безусловно, отношение к животным нельзя доводить до уровня поклонения им. Недопустимо, скажем, тратить большие деньги на всевозможные стрижки и маникюры для своих питомцев, покупать им дорогую одежду и т. д. Нехорошо сажать их за стол вместе с людьми как членов семьи. Животные должны занимать среди людей подобающее им место, и Православие на это указывает. Но если подобная тенденция присуща в основном западным странам, то Россию в этом смысле характеризует прямо противоположное явление, а именно: к своим “меньшим братьям” у нас относятся как к неодушевлённой вещи. Например, родители часто берут для своего сына или дочки щенка или котёнка — в качестве живой игрушки. И когда увидят, что их ребёнок больше с ним не играет, выбрасывают зверёныша на улицу, обрекая четвероногого малыша на страдания и голодную смерть. Так поступать нельзя, это не по-божески. Если христианин взял к себе в дом животное, он обязан ухаживать за ним — кормить, лечить и т. д. — до конца его жизни (в исключительных случаях — например, когда животное вызывает аллергию у ребёнка — необходимо найти для четвероногого питомца других хозяев или отдать его в приют).
И в этой связи хочу особо сказать об отношении к бездомным животным.
Вы когда-нибудь видели “подвальных” котят и щенков? Нет? Тогда послушайте очевидца: тощие, как скелеты, с выпавшей шерстью и гноящимися ранами, они сидят, съёжившись в комок, среди куч помёта или в зловонной жиже — забитые, запуганные и беспомощные… А иные из них (видимо, успевшие познать домашний уют), заметив человека, принимаются жалобно пищать, из последних сил стараясь к нему подползти. И в их взгляде ясно читаешь: “Куда же ты пропал, старший брат? Помоги. Нам очень плохо!..”. И если голодных, но здоровых ещё можно немного подкормить, то в случае больных и увечных остаётся только одно: плакать вместе с ними и молить Бога о том, чтобы Он поскорее прекратил страдания этих четвероногих малышей. Потому что помочь им ты не в силах! Закон тления и смерти на Земле непреложен (повторяю, по причине грехопадения первых людей).
Но если имеется возможность помочь несчастным бедолагам, то христианин это сделать обязан. Непозволительно верующим во Христа пройти мимо голодного котёнка или сбитого машиной, но ещё живого щенка!
Милосердие — неотъемлемая часть нашей веры. Человек с каменным сердцем по определению не может войти в Небесную Обитель, причём сострадание не бывает избирательным. Нельзя любить людей и в то же время презирать остальную Божию тварь. В противном случае такое “милосердие” фальшиво; а человеку в этом случае стоит честно ответить себе на вопрос: а есть ли в нём Любовь вообще? Или он только делает вид, что способен любить?
...Недавно в одной из брошюр с рассказами о паломниках Дивеева я увидел фотографию, на которой был запечатлён мужчина, а на его плечах и вытянутых в стороны руках спокойно сидели голуби и чистили свои пёрышки. Глядя на снимок, я подумал: а ведь это, вероятно, и есть символ рая, где царствует Любовь между всем Божиим творением, единое братство всего живого — людей, зверей, птиц, бабочек, букашек. Ибо все мы — пусть и в разную меру (кто-то “старший брат”, а кто-то “младший”), но дети одного Небесного Отца.
[1]Подробнее см.: Об отношении к животным. М., 1998. — Ред.
[2]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. М.–Клин, 2003. С. 125.
[3]Там же. С. 125–126.
[4]Протоиерей Максим Козлов. Детский Катехизис. 200 детских вопросов и недетских ответов о вере, Церкви и христианской жизни. М., 2001. С. 34.
[5]Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. С. 126.
Христианин и природа
Прихожанка рассказала: «Стою на Всенощном бдении и вдруг вижу, что по солее (возвышенная площадка перед алтарем) идет мышь. Прошла через всю солею и юркнула под хоры. Думаю: “Вот, грязь развели, мыши у них прямо во время богослужения бегают… И вдруг запели: “Всякое дыхание да хвалит Господа…” И мне так стыдно стало…».
Недавно мне позвонили из одной газеты и попросили прокомментировать следующий случай. Один человек жестоко мучил собаку. Когда его стали увещевать, он сослался на… православие. «Я, – сказал этот человек, – ничего не делаю против веры. Сама Церковь учит властвовать над животными. Поэтому животное для человека – только тварь, и отношение к ней должно быть соответствующее».
Я объяснил журналистке, что на самом деле Церковь совершенно иначе относится к животным: бережно, уважительно, и что за мучение животных Церковь может отлучить человека от Причастия. «Удивительно! Я никогда об этом не подозревала!» – воскликнула девушка.
Каким же должно быть отношение христианина к природе и конкретно к живым существам?
Напомню некоторые вещи, о которых на страницах этой книги уже говорилось:
Самое первое и базовое определение этого вопроса мы встречаем в первой книге Библии, во второй главе книги Бытие, где говорится от сотворении Богом человека и о взаимодействии человека с сотворенным миром.
Вот есть мир. Он прекрасен, а говоря библейскими словами, «добр зело» (слав.). Вот есть человек. Он удивителен еще больше, ибо сотворен по образу и по подобию Божию.
Хотя природный мир несет в себе отблеск Божественной красоты – он творение Премудрого Художника,. а любое произведение несет на себе отпечаток души автора, – но человек имеет ряд черт, совершенно роднящих его с Творцом и Отцом Небесным.
Вот они стоят друг против друга. Каковы, по мысли Бога, должны быть их отношения?
Об этом нам сообщает Священное Писание. Бог приводит к человеку животных, чтобы человек нарек им имена (Быт. 2, 19-20). Нарекать имя, в представлении людей того времени, имел право только хозяин (например, хозяин раба) или отец ребенка. То, что Бог повелевает человеку наречь имя твари, значит, что человек – владыка, господин творения.
Это владычество человека Библия еще раз настойчиво подтверждает словами: «И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15).
Но как возделывать? Жестоко подчинять? Или находиться с природой в иных отношениях?
Слово «возделывать» часто понималось в смысле подчинять, насиловать. Однако точный перевод древнееврейского кабаш – «попирать ногами». Современные филологи говорят, что это выражение эквивалентно нашему «наложить руку». В этом слове нет и намека на грубое вмешательство в жизнь Божьего творения. В это слово вложен смысл оберегания, взращивания земли, что удачно переведено русским «возделывать».
Еще одно Божье слово, обращенное к новосозданному человеку и раскрывающее заданное ему Богом отношение к творению, мы находим в первой главе книги Бытие. «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими, [и над зверями,], и над птицами небесными …и над всяким животным, пресмыкающимся по земле» (Быт. 1, 28).
Здесь слово «владычествуйте» (древнеевр. радах) несет смысл нежного управления творением. Как отмечает немецкий библеист Е. Зенгер: «Это слово означает, собственно, заботу пастуха о своем стаде. Он выводит своих животных на сочные луга, защищает перед лицом любой опасности, охраняет от хищников».
Но какова задача человека в отношении к природному миру? Просто ли пользоваться, питаться им, поставить себе на службу?
Человек был поставлен в центр Вселенной, как «священник творения».
Прежде всего, человек должен был строить правильные отношения с Богом и, воспринимая Его благодать, освящаться.
Затем человек должен был привести к Богу и освящению весь мир, который был ему вручен. Мир должен был восходить от духовной силы в силу, к Богу, обоживаться, освящаясь.
Мы знаем, что произошло Грехопадение. Оно нарушило Богоданные отношения человека с миром. Человек и мир стали врагами. Человек стал мучить, жестоко подчинять себе природный мир, тот стал враждовать против человека.
Но то, что произошла эта катастрофа, не значит, что злые отношения стали нормой. Они – аномалия, ошибка. Человек призван строить отношения с окружающим миром иначе, на основах добра, милосердия, уважения, по-Божески.
Несмотря на грех, Бог не санкционирует мучить животных. Они – Божии. «Мои все звери в лесу, и скот на тысяче гор, знаю всех птиц на горах, и животные на полях предо Мною» (Пс. 49, 10-11).
Как люди прославляют Бога, так и звери, больше того, все мирозданье, все стихии… Разве не об этом возвышенный гимн – 148-й псалом: «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его, все Ангелы Его, хвалите Его, все воинства Его. Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света. Хвалите Его, небеса небес и воды… Хвалите Господа от земли, великие рыбы и все бездны, огонь и град, снег и туман, бурный ветер, исполняющий слово Его, горы и все холмы, дерева плодоносные и все кедры, звери и всякий скот, пресмыкающиеся и птицы крылатые»
Человек должен бережно пользоваться трудом животных. День субботнего покоя (4-я заповедь из знаменитых 10 заповедей Божьих), заповеданный на все времена, включает в число «отдыхающих» и животных: «Не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой» (Исх. 20, 10).
Звери не только в мире сем с нами, они будут и в преображенном мироздании, в Царствии Небесном: «Тогда волк будет жить вместе с ягненком, и барс будет лежать вместе с козленком; и теленок, и молодой лев, и вол будут вместе, и малое дитя будет водить их. И корова будет пастись с медведицею, и детеныши их будут лежать вместе, и лев, как вол, будет есть солому. И младенец будет играть над норою аспида, и дитя протянет руку свою на гнездо змеи… ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11, 6-9).
Пророку Исаие вторит пророк Осия: «И заключу в то время для них союз с полевыми зверями и с птицами небесными, и с пресмыкающимися по земле; и лук, и меч, и войну истреблю от земли той, и дам им жить в безопасности» (Ос. 2, 18).
И уже в Новом Завете это же утверждает апостол Павел: «…тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих. Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне» (Рим. 8, 19-22).
Апостол Павел имеет в виду, что творение (в нашем переводе тварь) мучается в грехе, ожидая прославления и преображения человека. Тогда и все творение будет приобщено к вечности и преображено.
Вот мысль Священного Писания…
Но, может быть, это все в прошлом? И Церковь устами святых отцов, подвижников учила жестокою рукой править живым миром?
Этого не может быть, потому что Священное Писание неотменимо и учение Церкви не может никак противоречить Писанию.
И в самом деле: хотя в истории и случались искажения этой мысли, Церковь всегда хранила и заповедовала христианам бережное уважение к животным.
Христианская древность знает немало примеров удивительной дружбы святого человека с животными. Чувствуя святость, обоняя благоухание Рая, которое струится от подвижников, от их намоленных келий, вещей, звери приходили к святым и служили им. О подобных случаях нам изобильно сообщают Жития святых.
Так, по повелению св. Антония Великого лев выкопал могилу для преп. Павла Фивейского, основателя монашества в Египте (Житие 30 января).
То же произошло и после смерти преп. Марии Египетской. К ее останкам пришел лев и выкопал для святой могилу. Свидетель этого, старец Зосима, был поражен увиденным (Житие 14 апреля).
К мученику Маманту звери собирались целыми стадами и оставались при нем до тех пор, пока не получали приказания разойтись (Житие 15 сентября). Подобные истории каждый вспомнит и из жизни преподобных Сергия Радонежского и Серафима Саровского.
А вот что читаем в житии мученика Неофита:
«Святой был осужден на съедение зверями. Было приготовлено возвышение; обнаженного святого привязали к укрепленному на нем столбу и выпустили на него медведя. Зверь с ревом пошел к святому, но, приблизившись, остановился, посмотрел на него и затем возвратился на свое место. Правитель и все собравшиеся на это зрелище удивлялись этому. Затем выпустили самую свирепую медведицу, которая только дважды в год была выпускаема на ристалище, так как была очень зла и убивала многих. Она, подбежав, поверглась у ног святого, почитая в нем угодника Божьего, а затем отошла на свое место.
Когда это происходило, пастухи привели к правителю огромного и весьма свирепого льва, которого, по их словам, они поймали в пустыне пять дней тому назад и вовсе не давали пищи. Обрадованный правитель повелел ввести этого льва внутрь ристалища, где Святой мученик ногой был привязан к столбу. Все ужасались, глядя на этого льва, так как он был очень велик и свиреп. Лев, подошедши к святому, посмотрел на него, остановился и, склонив голову, испускал из очей своих слезы, точно реки из источников, а затем стал лизать ноги святого. Это был тот лев, которого Святой Неофит нашел на горе Олимп, в каменной пещере, и отослал в другое место, сам поселившись в его пещере. Узнав его, святой повелел ему возвратиться в первое свое жилище, на горе Олимпе, которое он уступил святому; при этом святой запретил ему когда-либо вредить людям. Лев, поклонившись мученику, пошел от него со страшным ревом, разломал двери ристалища и быстро прошел среди народа. Все бросились бежать, опасаясь свирепости зверя, но он никого не тронул и побежал в пустыню, по повелению святого, на прежнее свое место.
Мучитель, исполненный страха и ужаса и не зная, что еще делать, повелел убить мученика. Там стоял один звероподобный и свирепого нрава иноплеменник, имевший в руках копье. Он бросился на святого и, ударив его копьем в грудь, проколол насквозь. Так Святой мученик Неофит, закланный как агнец, предал свою душу в руки Господа своего в 21 день января, прожив от рождения своего пятнадцать лет и четыре месяца…» (Житие 3 февраля).
О том, как мученики были отданы на растерзание диким животным, а те не только не причинили святым вреда, но сами отдали за них жизнь, читаем во многих житиях, из них сразу приходит на память житие св. великомученика Пантелеимона.
Древние легенды?.. Тогда приведу выдержку из Жития современного подвижника преп. Иоанна Нового Хозевита. Он современник наших бабушек и дедушек. Родился в 1913 году, почил в 1960-м. Его Житие написано людьми, близко знавшими святого.
Когда подвижник умер, братия монастыря пришла к пещере, чтобы похоронить его. Среди них был игумен монастыря и духовник преп. Иоанна. Вот что он сообщает о похоронах святого:
«Пришли мы к 10 часам и начали совершать отпевание. В этот момент вдруг слетелось в пещеру его бесчисленное множество разных птиц. Мы решили, что они прилетели за сухарями, которыми обычно кормил их святой Иоанн, и стали бросать им оставшиеся сухари и изюм. Но они даже не притронулись к ним, только летали над его святым телом, садились на голову, на грудь, на руки и ноги его и кричали, все вместе и порознь. Они мешали нам петь и читать, тушили свечи, перелетая постоянно с места на место, закрывали нам своими крыльями книги. Как будто не хотели они, чтобы покидал их этот праведник…
После отпевания мы положили тело блаженного в глубь пещеры, в один старый гроб, который он заранее себе приготовил… Сверху гроба положили доски, обмазали их грязью из песка и земли. И только после этого удалились птицы».
Какой век мы ни возьмем, мы никогда не встретим разрешения мучить животное. Для христианина это «меньший брат», а разве брата можно обидеть?..
Передо мной книга – Сборник вопросов, которые задавались кающемуся на исповеди. Это древний сборник, вопросы на исповеди русских людей XI–XVI веков. И тут мы встречаем: «не бил ли скота?», «не мучил ли скот?» и прочие, подобные. За эти проступки людей наказывали епитимьей, отлучали от Причастия. Оказывается, даже в самые «темные» века, когда, как кажется, уважения к животным не было вовсе, Церковь проповедует и утверждает бережное и нежное отношение к животным.
Постараемся и мы также: в мире, любви и уважении строить отношения с животными, со всем Божиим творением. И вместе с ним войдем в прославленную и преображенную Вселенную, в вечность.
Пресс-служба храма Илии пророка
Назад к списку