Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН ЛЮКШИН: «ИЛЬЯ ПРОРОК НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЛ СВОЙ ХРАМ»

ПРОТОИЕРЕЙ КОНСТАНТИН ЛЮКШИН:

«ИЛЬЯ ПРОРОК НИКОГДА НЕ ОСТАВЛЯЛ СВОЙ ХРАМ»

2 августа 2017 года храм Илии пророка Казанской епархии отмечает 190-летие.

Ильинский храм — самый древний из приходских в Зеленодольском районе, его история связана с основанием Раифского мужского монастыря. Настоятель храма Илии пророка протоиерей Константин Люкшин в преддверии престольного праздника рассказывает об истории и возрождении храма, чудесной помощи Илии пророка, сегодняшних трудах, заботах и радостях прихода.

====================================

— Отец Константин, благословите! После долгих лет запустения Господь судил именно Вам стать во главе древнего Ильинского храма и понести нелегкие труды по ввосстановлению храма.Как всё начиналось?

- Наше село немногочисленное. После моего назначения сюда, на первой службе было всего 5 человек. Всех я с первого дня помню поименно. Эти пять бабушек, среди которых была будущая монахиня Екатерина после службы подошли ко мне и сказали: «Беги отсюда, сынок! Любо ты сопьёшься, либо сам убежишь. Ты у нас уже пятый». Я сюда пришёл диаконом на Покров 14 октября. Спустя несколько месяцев, 27 января в день памяти преподобных отец в Синае и Раифе избиенных, митрополитом Анастасием (Меткиным), в то время архиепископом, я был рукоположен во священники и назначен настоятелем Ильинского храма. Мне приходилось много думать о хозяйстве. Ровно год я служил в холодном храме, где не было ни воды, ни света, ни газа. Топили углём, а затем ПФМК нам жертвовало дрова. У нас двадцать КАМАЗов дров уходило за зиму. Рубили дрова, на себе тащили, и топили, чтобы хоть как-то поддерживать плюсовую температуру в храме, чтобы наше золото на киотах не позеленело, не почернело, чтобы было не холодно молиться. Только на пятый год мы провели газ, целый километр, благодаря чему пол Ильинки было газифицировано.

Было очень трудное время в первые годы. Об Ильинке никто не знал, своих прихожан практически не было. Первые годы не было ни одной требы, но это было время молитвы.

Ежедневно мой рабочий день начинался с молебна с акафистом Илии пророку. Ильинские жители вообще не верили, что здесь можно возродить приход. Было недоверие к священнику. Поскольку до меня был печальный опыт священников, которые были назначены на это место, но не прониклись любовью к Ильинке, они долго здесь не задерживались и скоро уходили.

Я никогда не отчаивался, я был уверен, что здесь будет приход. Мне помогли молитвы Илии пророку и опыт служения в церкви Петра и Павла в Гарях, где я был завхозом уставщиком, псаломщиком, сторожем. Это и опыт, который я получил благодаря отцу Всеволоду, с которым мне приходилось многое время уделять на возрождение Раифского монастыря.

За годы моего 17-летнего служения не было дня, чтобы Господь не посылал свою щедрую руку: с вечера молюсь, прошу у Господа помощи, ведь нужно было строить, отдавать деньги за иконостас, за иконы, утром прихожу, мне звонок: «батюшка, мы хотим пожертвовать». Именно не больше, не меньше, столько сколько нужно жертвует незнакомый человек. В большинстве случаев, я даже в руках деньги не держал, люди жертвовали и материалом и своими возможностями. Илья пророк никогда в жизни не оставлял свой храм, я чувствовал его руку.

- Всем известно, что Ильинский храм один из древних в епархии и первый приходской в Зеленодольском районе. Наверняка, Вы знаете много интересного из того, что пока ещё не опубликовано о Вашем храме. Расскажите.

Мы говорим о 190-летии, но наша церковь старше, как минимум на 50 лет. 190 лет каменной церкви, но первый храм был построен лет на пятьдесят ранее. Первый храм был деревянный. Он был первым приходским, построенным после Раифского монастыря. Церковь была построена в честь святого Илии пророка. Примерно через 50 лет она сгорела на праздник Рождества Христова вечером.

В то время Зеленодольска ещё не было, как не было и Зеленодольского района. Была Ильинская волость. Ильинское было районным центром, где размещался административный центр. Здесь была школа и больница. Всё располагалось недалеко от храма.

Со всех деревень района, в том числе и таких отдаленных сел, как Белобезводное, дети ходили учиться в Ильинку. Здесь же и лечились. Всем миром было затеяно строительство каменной церкви вместо сгоревшей старой. Её строили всем миром 11 лет.

Но теперь каменная церковь строилась трехпрестольная. Кроме придела в честь Илии пророка, два придела посвятили святителю Николаю Чудотворцу и преподобному Сергию Радонежскому.

Согласно сохранившимся летописям, известно, что Ильинка славилась хорошей глиной. Для постройки храма был возведён небольшой завод. Чтобы глину использовать для строительства храма, вместо цемента, которого тогда не было, использовались различные технологии строительства с применением обычных куриных яиц.

Купец Атлашкин Михаил Тимофеевич пожертвовал 500 подвод яиц. Этого хватило для того, чтобы начать строительство храма. Для сравнения, тот же Атлашкин пожертвовал в Раифский монастырь для строительства колокольни 3000 подвод яиц.

Строительство нового храма совпало с годами празднования победы русского войска над Наполеоном в Отечественной войне 1812 года. Храм Илии пророка приобретает вместе с тем и статус храма-памятника в честь русского народа победителя над французами.

История нашего храма чудесна. Как и всякий приходской храм, наш храм исполнял функции современного ЗАГСа, где велись метрики родившихся, крестившихся, вступивших в брак, умерших. Ведением метрик, как правило, занимался специально поставленный человек на приходе. В нашем храме такую работу исполнял родной отец Феодора Шаляпина, Иван Яковлевич, который, кстати говоря, самостоятельно обучился грамоте, стал заниматься письмоводством. Семья Шаляпиных жила в Маёвке и каждый день отец ездил сюда на работу, составляя метрики и занимаясь письмоводством.

Сам Федор Иванович Шаляпин, как нам всем прекрасно известно, крещён в церкви св. ап. Иоанна Богослова с. Большие Ключи.

За два года до октябрьской революции в нашем храме побывала проездом княгиня Елизавета Федоровна, ныне святая преподобномученица, духовником которой был старец Седмиезерной пустыни, преподобный Гаврилл (Зырянов). Она приезжала с Москвы в Семиоезёрку, пользовавшись, в том числе, железнодорожной станцией в Паратске.

Последним священником до революции был отец Виктор. Он сам был из поселка Васильево. Он был спасен от рук безбожных мучителей, тем, что был предупрежден об опасности, после чего с тремя дочерьми покинул эти места, скрывшись от расстрела, который ему грозил.

Недавно 4 года назад ко мне пришли правнуки отца Виктора и подарили икону, принадлежащую некогда священнику, которая до сих пор бережно у нас хранится в приделе святителя Николая Чудотворца.

- Что было здесь в советское время?

- В 1937 году пришли красноармейцы, залезли на колокольню, выдолбили в северном окне колокольни проём для того, чтобы сбросить колокол, юбка которого превышала размеры окна. Когда трёхтонный Ильинский колокол звонил, во всей округе был слышен звон этого благовеста. Вместе с большим колоколом, были сброшены все другие колокола. При сбрасывании колокола, верёвка сыграла так, что зацепила ногу красноармейца, затащив его за собой. Он упал с колокольни и сломал в двух местах позвоночник, но милостью Божией остался жив. Он умер в покаянии спустя два дня у себя дома.

По окончании Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., здесь располагался лагерь военнопленных, которые здесь же после и были погребены. Весьма показательно, что многие жители нашего села, согласно рассказам старожилов, бегали детворой, кормили военнопленных немцев, кормили тем, что было. Нет семьи, где бы ни погибли наши отцы и братья в эту страшную войну, но щедрость и забота русского народа превосходила всё.

После в храме располагалось зернохранилище. Храм был разрушен, находился долгое время в запустении.

Существовали бессмысленные легенды о том, что здесь запрятано золото. Многие приходили сюда его искать, копали, разрушали стены, полы, но их попытки были тщетны, в то же время, это еще больше послужило разрушению храма.

- В каком году в храме было совершено первое богослужение?

- В 1994 году сюда пришёл служить отец Валерий Морковкин, который служил около семи лет. Он же был первым, кто в тяжелых условиях служил первую литургию. Сохранилась надпись на антиминсе, датированная 1994 годом.

- Кто ещё кроме отца Валерия служил в возрождающемся храме?

- Одним из первых здесь служил иеромонах Иннокентий, который после перешёл в клир другой епархии.

Потом сюда пришёл служить иеромонах Филарет, который позднее принял схиму, ныне известен, как схиигумен Сергий (Златоустов), покойный насельник Раифской обители.

В нашем храме также служил отец Вячеслав Лашманов, который при хиротонии был назначен в Зеленодольск, но практически сразу начал приезжать в Ильинку, где так и остался моим помощником по благословению архиерея. Он очень любил Ильинский храм. В эти годы об Ильинке уже пошла молва и в воскресные дни на литургию приезжали многие из окрестных сел района. Появилась необходимость во втором священнике, который бы исповедовал прихожан, в чём и помог покойный отец Вячеслав.

- В Ильинке всегда многочисленно на Крещение, на Ильин день, не меньше молящихся и в другие праздники, к вам приезжают и в будни. Чем так привлекает Ильинка?

В Ильинское всегда тянутся люди. Приезжая на богослужение, прихожане не только молятся, но и отдыхают от суеты. Чем хороша Ильинка? Люди истосковались по тишине и покою, ежедневно оказываясь в суете. Здесь нет чванливости, манерности, здесь народная церковь. Здесь не командуют бабушки, которые норовят всех построить, особенно впервые пришедших. У нас молодой приход, не по датировке храма, а по среднему возрасту молящихся.

Но и сегодня бывают службы, когда бывает мало молящихся. Особенно зимой, на вечернем богослужении может не быть никого. Тогда на помощь приходят благодетели. Ведь настоятель озабочен оплатой текущих расходов: оплата за газ, за свет, налоги, отчисления, зарплата священникам, певчим, клиру, текущий ремонт храма. Бюджет храма формируется на пожертвования обычных прихожан, за которых мы молимся и которых благодарим.

- Как развивается жизнь прихода сегодня? Какие мероприятия проводятся храмом помимо богослужений?

- Хочу поделиться своей давней мечтой: давно хочу построить воскресную школу и библиотеку. Благодаря поддержке покойного отца Всеволода, мы оформили землю, где намереваемся построить здание школы. У нас каждое воскресенье причащается несколько десятков детей. Ильинский храм сельский, все наши прихожане приезжают из окрестных сёл и городов. У всех дети. Поэтому мне хотелось бы, чтобы ребята узнавали о Боге и церкви, проводили время на Ильинской природе в тишине и покое.

У нас есть Информационный Отдел, который курирует сайт храма, есть группа в социальных сетях, которые курируют наши клирики и прихожане.

Наш храм сотрудничает со средней школой в Айше, где мы регулярно оказываем благотворительную помощь. Недавно при поддержке нашего храма для школы был закуплен спортивный инвентарь, осуществляется помощь в ремонте.

У нас имеется волейбольная и футбольная команда в Айше, которая финансируется благодетелями храма. Мы пошили для них специальную форму, закупили всё необходимое.

Ежегодно к Ильину дню мы организуем творческий конкурс. В этом году наш конкурс посвящён памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Несколько раз в год мы совершаем паломнические поездки по России.

- Ильинским храм является подворьем Раифского монастыря. Как храм взаимодействует с Раифской обителью? Поделитесь, пожалуйста, воспоминаниями об отце Всеволоде, о работе с ним.

- Ильинский храм в истории никогда не был подворьем Раифского мужского монастыря. Так сложилось ныне. Когда храм возрождался, очень большую роль сыграла личность архимандрита Всеволода, за которого мы всегда молимся. Он очень рано ушел из жизни. Он очень много сделал и ещё планировал сделать для своей обители и других храмов. При нём было до семи подворий Раифского монастыря: в Зеленодольске, в Больших Ключах, в Казани, Нижнекамске, где Емельянов Геннадий Егорович вложил свою лепту в строительство, и, наконец,  у нас. Кроме того, он был инициатором восстановления часовни в честь 300-летия Дома Романовых, что сегодня красуется на возвышенности в Нижних Вязовых у железнодорожного моста через Волгу.

2 августа первый раз на престольный праздник отца Всеволода не будет с нами. В прошлом году он возглавлял службу.

Отец Всеволод для меня отец, брат, друг в одном лице, к которому я шёл всякий раз за советом. Мы с ним общались, и каждый день разговаривали по телефону по нескольку раз. Я старался ему помогать во всём, а он помогал мне. Его мне не хватает. Это большая утрата.

- Как вы познакомились с отцом Всеволодом?

- С ним я познакомился в Гарях в 1993 году. Я ходил в храм и просился помогать в алтарь. В это время отец Всеволод уже начал работу над возрождением Раифского монастыря. Отец Евгений с отцом Святославом меня познакомили с ним. У меня была машина, поэтому отец Всеволод предложил мне послушание по хозяйству, я то и дело ездил из Зеленодольска в Раифу. Отец Всеволод был как Николай Чудотворец. Помните, как святой подбрасывал тайно деньги, если человек имел нужду? Так и отец Всеволод всем помогал и тайно и явно. У него было чему поучиться: как молиться, как с людьми разговаривать, как выстраивать диалог. Он всегда говорил: «Это не я строитель и воссоздатель Раифы. Я просто тот винтик в большом организме Церкви. Матерь Божия руководит и делает, а я исполняю».

- Что бы Вы могли пожелать нашим читателям в преддверии престольного праздника?

- Я бы хотел пожелать, чтобы  больше людей ходило в храм Божии. Чтобы наш Ильинский храм развивался, выпускал своих птенцов. Сегодня наши выходцы являются выпускниками духовных школ. Серёжа Забавнов закончил Казанскую Духовную Семинарию, Санкт-Петербургскую Духовную Академию, получил два высших образования в государственных вузах, теперь назначен преподавателем в Казань. Артём Лушкин сегодня уже служит диаконом. Он женился и они с матушкой ждут первенца Я очень рад за них.

В преддверии праздника я хотел бы поблагодарить всех, кто помогал и помогает нашему храму. В первую очередь, тем, кто здесь трудится ежедневно: священникам Сергию Осипову и Михаилу Жмаеву, нашим алтарникам, регенту Наталье Романовой, нашим певчим и трудникам, нашим прихожанам. Благодарю своих детей и матушку. Матушка Елена как никто другой умеет садовничать, украшая территорию храма цветами. Спасибо ей.

Беседовали: диакон Артемий Лушкин и чтец Сергий Забавнов

30 июля 2017 г.

с. Ильинское


Назад к списку