Священник Олег Моленко. Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»
Священник Олег Моленко
Богомыслие на воскресную песнь: «Воскресение Христово видевше»
Вот текст этой чудной песни, который я разобью на пункты соответственно тому, как они будут толковаться мной:
Воскресение Христово видевше
Поклонимся Святому Господу Иисусу
единому безгрешному
Кресту Твоему поклоняемся, Христе
и святое воскресение Твое поем и славим
Ты бо еси Бог наш
разве Тебе иного не знаем
имя Твое именуем
Приидите вси вернии
Поклонимся святому Христову воскресению
се бо прииде Крестом радость всему миру
всегда благословяще Господа
поем воскресение Его
распятие бо претерпев
смертию смерть разруши.
Воскресение Христово видевше
Произнося или читая эту строку, мы осознаем то, что никто из нас не был свидетелем того величайшего и спасительнейшого события в истории человечества, когда Господь наш Иисус Христос, умерший на кресте и погребенный в каменной пещере, воскрес силой Своего Божества. Мы узнаем об этом событии из чтения Евангелия, а принимаем верой. Почему же мы в отношении этого воскресения поем «видевше», а не «слышавше» или «веровавше»? Какое воскресение Христово мы лично могли видеть? Ведь не случайно Церковь употребила в этой песни именно слово «видевше».
Речь здесь идет о том воскресении, которое каждый из нас может видеть в себе самом, во внутреннем своем человеке! Воскресение это проявляется у нас двояко. С одной стороны – как избавление от власти сатаны и его бесов, от силы пленявшего нас и умерщвлявшего до того греха. Ведь в купели крещения мы умерли для греха и отреклись от сатаны и всего того, что связано с ним. С другой стороны – как ощущение качественно новой, неизведанной ранее и истинной жизни, жизни с Богом, жизни Его благодатью! Ведь для этого мы восстаем (совоскресаем) со Христом в купели крещения, чтобы отселе жить только с Ним и ради Него! Это наше воскресение, вместе с тем, есть и наше рождение свыше, от Бога. Таким образом, выходя из купели, мы становимся детьми Божьими и по человеческой природе малыми христами. Однако это наше воскресение, которое мы в себе видим и чувствуем, доставлено нам заслугами нашего Спасителя Иисуса Христа, которые видимо, ярче всего и полнее проявились в Его воскресении из мертвых.
Поклонимся Святому Господу Иисусу
Видя в себе эти дивные изменения, которые мы наблюдаем в своем воскресении для жизни с Богом, мы преисполняемся благими помышлениями и чувствами к нашему Воскресителю, Спасителю и Благодетелю Иисусу Христу, которые и выражаем своим поклонением Ему, как Господу Богу, поклонением в духе и истине. Но в этом поклонении мы не только воздаем Ему достодолжную честь и благодарение за избавление от смерти, но и исповедуем ни с чем не сравнимую Святость Его, от которой берет начало и силу всякая прочая святость в Церкви и людях Божьих.
единому безгрешному
Неизреченная Святость Святого и недостижимого для нас Бога через достижимого верой Христа переходит по Его неизмеримым заслугам посредством Духа Святого и на каждого верного, благоговеющего пред Святостью Его. Получая даром эту святость, наблюдая и ощущая ее в себе, мы изумляемся ее действиям, и прежде всего вкушению жизни и наслаждению сердечным миром. Святость делает нас светлыми, чистыми и светящимися! Ведь Бог есть Свет! И в этом Свете, который в нас проявляется как наш духовный свет, мы ясно зрим всю нашу недостаточность, немощь и несовершенство. Более того, мы зрим непонятное нам сочетание в нас святости и греха. Увы, грех все еще остается в нас, но уже как ненавидимая и нежелательная грязь, болезнь и немощь. Чем больше мы освящаемся, тем больше и яснее зрим в себе и грех, который всячески цепляется за нас и ожесточенно сопротивляется постепенно побеждающей его святости. И в этой борьбе мы опять и опять взираем на нашего Первенца и безгрешного победителя нашего греха Господа Иисуса Христа. Вот почему на этом контрасте мы и исповедуем от всего нашего сердца, что Он и в Своей человеческой природе единственный безгрешный! Безгрешный не как несоделавший грех или боровшийся с ним в Себе и победивший, а как нисколько непричастный ему! Абсолютно безгрешный во всех частях и проявлениях человеческого естества! И для нас, находящих в себе другое, это является чудом и вместе стимулом к борьбе с остатками живущего в нас греха. Так в словах «единому безгрешному» мы и исповедуем Его уникальную безгрешность, и нашу ненависть к греху, и нашу ревность бороться с ним до полного от него избавления, чтобы по благодати уподобиться нашему Первенцу и Образцу Иисусу Христу!
Кресту Твоему поклоняемся, Христе
Возненавидев грех и решившись бороться с ним,ы мы нуждаемся в опоре для этой борьбы и помощи для победы. И здесь мы, обращая свой взор к Победителю греха, видим, что совершил Он эту победу Своим Крестом и на Своем Кресте. Нам открывается Крест Христов как великое освященное Богом оружие на диавола, его бесов и грех во всех его проявлениях. Вместе с этим Крест Христов открывается нам как Великий Божий Жертвенник, на котором нашего ради спасения изволил пострадать и умереть воплотившийся Сын Божий. За всех нас, людей, и за каждого из нас в отдельности Бог Отец принес в Жертву Своего Единственного Сына и Сам принял эту Жертву, примирившись Ею с людьми! С осознанием этого открытого нам Богом Таинства Креста мы и покланяемся ему как Кресту Христову!
и святое воскресение Твое поем и славим
Но Жертва, принесенная на Кресте Христом, не была уничтожением Христа, и Смерть Его не была потерей Его! Он вернулся к нам Своим Божественным воскресением! Радость этого возвращения и паче всякой нашей надежды обретения Христа мы и выражаем своим пением и славословием Его радостного для нас воскресения. Ура! Мы спасены, искуплены, но мы не одни! Христос вернулся к нам воскресением Своим! И поэтому это Его воскресение для нас великая Святыня! Оно для нас святое воскресение! И мы с радостью поем его и славим каждый седьмой день каждой недели! Это день нашего праздника, отдыха от трудов, покоя от борений. Это для нас самый радостный день!
Ты бо еси Бог наш
Прославляя Христово воскресение и радуясь как дети Его к нам возвращению, мы делаем это для себя. Но справедливо радуясь и торжествуя Его славную победу над смертью и грехом, мы не можем удовлетвориться одной этой радостью. Нам хочется устремиться к Источнику и Виновнику этой ни с чем не сравнимой радости, к воскресшему Христу! Обращаясь к Нему, мы дивимся явленному нам величайшему чуду Его воскресения, разумея, что Он Сам Своим Божеством воскресил Свое человечество! При этом мы осознаем, что сделал Он это для нас и что Он теперь навсегда наш! Поэтому мы и исповедуем Его нашим Богом!
разве Тебе иного не знаем
В радости этого осознания и исповедывания мы не знаем, чем нам воздать Ему за все то, что Он сделал для нас. Его дары столь велики, столь чудесны, столь неизреченны, что мы недоумеваем в выборе выражения объявших нас чувств. Здесь мы находим в себе лишь одно, что мы можем исповедать Ему в знак великой благодарности за все Его к нам милости и благодеяния – это верность и преданность Ему навсегда! Вот почему мы неустанно возносим песнь «Разве Тебе иного Бога, Царя и Владыку не знаем и знать не хотим»!
имя Твое именуем
Но и исповедания верности нам недостаточно, ибо мы хотим выразить не только чувство благодарности, но и любви к воскресшему Христу. Для выражения своей к Нему любви мы не находим ничего лучше, чем неустанно повторять имя Любимого: «Иисусе Христе... Иисусе Христе... Иисусе Христе».
Приидите вси вернии
Именуя Его сладчайшее для нас имя, мы хотим поделиться этим блаженством и радостью Его воскресения с другими верными Ему людьми. Вот почему мы и призываем всех верных собраться на прославление воскресшего Христа и имени Его!
Поклонимся святому Христову воскресению
Призывая всех верных порадоваться с нами обретенному в Его воскресении Христу Богу нашему, мы опять желаем выразить свои чувства нашим общим поклонением святому воскресению Христову, к чему и призываем всех верных.
Но это повторяемое и наполненное наше поклонение дополнено у нас новым осознанием! Святой наш Бог Христос вернулся к нам в нашей человеческой природе в еще лучшем и совершеннейшем ее качестве – воскресшим! Но это Его воскресение было не тем простым возвращением ушедшей из тела жизни, как это было, например, с Его другом Лазарем. Воскресение Христа довело человеческую природу до высшего возможного для нее совершенства! Это совершенство достигло того неизреченного состояния, что воскресший Христос вернулся в воскресшей Своей плоти на Небо и сел по правую руку Отца Своего Небесного! О, чудо неизглаголанное! О, слава изумительная! Вот куда мы вознесены воскресшим Христом!
се бо прииде Крестом радость всему миру
С этой небесной высоты мы вновь спускаемся на землю, взираем на весь сотворенный Богом мир и исповедуем основу радости, принесенной воскресением Христовым всему миру – Крест Христов! О, диво дивное! О, тайна великая! Орудие смерти и печали стало орудием жизни и радости!
всегда благословяще Господа
От осознания и переживания всего этого, что нам еще делать, как не всегда благословлять нашего Господа Иисуса Христа!
поем воскресение Его
И петь Его славное и нужнейшее нам воскресение, которым Он отнял нас у смерти и ада, открыл нам Царство Небесное и даровал наше воскресение, делающее нас способными для вечной и блаженной жизни с Ним и Пресвятой Троицей!
распятие бо претерпев
Ибо ради этого Он вечноблаженный смирился ради нас до того, что претерпел смерть через позорное у людей распятие, ставшее высшею славою Его домостроительства!
смертию смерть разруши.
Но и это вкушение смерти Он принял добровольно и только ради нас, ради окончательного и полного разрушения нашего главного врага – смерти!
Избавление от смерти и дарование вечной жизни с Богом – вот величайшее дело Христа и величайший Его для нас дар!
2010 г.
Назад к списку