Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Что такое "день святого Валентина"?

 

Если мы заглянем в месяцеслов, то в этот день (как по григорианскому, так и по юлианскому календарю) не обнаружим памяти указанного святого. Православная Церковь чтит трех святых с таким именем: священномученика Валентина (30 июля) и двух мучеников (24 апреля и 6 июля, даты указаны по юлианскому календарю), но ни один из них не является тем лицом, с именем которого связано появление так называемых «валентинок» - специальных романтических открыток в виде сердечек.

 


 Католическая энциклопедия указывает также трех святых с именем Валентин, которые указаны в мартирологе под 14 февраля. Это же издание упоминает о популярном праздновании «дня святого Валентина». Его истоки, несомненно, следует искать в средневековом поверье о том, что в середине февраля у птиц начинается брачный период. В связи с этим день 14 февраля считался специально посвященным для влюбленных: можно было отправлять любовные письма и дарить безделушки, напоминающие о любви.Позже обычай выбирать и посылать «валентинки» стал постепенно забываться и был возрожден только в XX веке.

В современном западном мире этот обычай стал неофициальным массовым праздником, а с падением «железного занавеса» проник и на территорию пост-советских государств. Напоминания о «дне влюбленных» мы слышим все чаще и чаще. Интернет предлагает множество сайтов, на которых можно прочитать об этом празднике, ознакомиться с примерами специальных игр, узнать о том, что следует писать на «валентинке», и тут же отправить ее своему другу (подруге).

Как мы уже сказали, католическая традиция не связывает возникновение «дня св. Валентина» ни с одним из святых, память которых совершается в этот день. Вопреки расхожему мнению, этот праздник носит чисто светский характер. Известно предположение о том, что это празднование восходит к Римскому празднику Lupercalia - фестивалю эротизма в честь богини «лихорадочной» любви Juno Februata. Все оставляли свои дела, и начиналось веселье, целью которого было нахождение своей половинки.

По светским изданиям ходит легенда о святом Валентине, не подкрепленная историческим источниками. Эта легенда повествует о том, как император Клавдий (около 269 г.) собирался покорять мир, но римская армия испытывала острый недостаток солдат для военных походов, что мешало воинственным планам. Источник всех бед Клавдий II видел в браке и поэтому запретил обряд венчания. Но епископ Валентин пренебрег запретом тирана и совершал венчания тайно. Очень скоро Валентина бросили в тюрьму.

За несколько дней до казни к нему привели девушку, дочь одного из тюремщиков, которая была тяжело больна. Используя свой целительный дар, Валентин излечил ее, но ему самому уже нельзя было ничем помочь. Казнь назначена на 14 февраля. За день до казни Валентин попросил у тюремщика бумагу, ручку и чернила и быстро написал девушке прощальное письмо. 14 февраля 270 года его казнили. А девушка открыла записку, где Валентин написал о своей любви и подписал «Твой Валентин».

Совершенная недостоверность этого рассказа видна хотя бы уже из того, что Древняя Церковь не знала специального чина венчания. Таинство брака заключалось через благословение и краткую молитву епископа и совместное участие жениха и невесты в Евхаристии. Самостоятельный же чин венчания - довольно позднего происхождения и известен не ранее IX века.

Так можно ли праздновать «день святого Валентина»? Как относится к этому «празднику» Православная Церковь? Здесь следует дать очень осторожный ответ. «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною», - писал апостол Павел Коринфским христианам (1 Кор. 6: 12).

Можно ли христианам быть любимыми и любящими? Несомненно, даже более того, только в христианстве способность к любви возведена в непосредственную связь с самим естеством человека. Из Писания мы знаем, что человек сотворен по образу и подобию Божию (Быт. 1: 27). Апостол Иоанн пишет, что Бог есть любовь (1 Ин. 4: 8). Значит, любить - это реализовывать в себе образ Божий, а возрастать в любви - означает приближаться к Богу.

Но здесь необходима существенная оговорка. В русском языке мы знаем только одно слово «любовь», которым выражаем массу совершенно различных понятий, среди которых и любовь к Богу, и чувство к любимому человеку, и дружеская любовь, и «любовь к отеческим гробам», и привязанность к какой-либо вещи, и, наконец, так называемое «занятие любовью». В этом отношении наш язык намного беднее греческого, на котором написаны оригиналы новозаветных текстов. Греческий язык знает любовь-эрос, любовь-агапэ, любовь-филиа и пр. Самое сильное чувство, захватывающее все человеческое естество, - это «эрос». Такое слово в греческих текстах употребляется в значении любви Бога к людям, любви к Богу и чувства возлюбленного к возлюбленной (в славянских богослужебных книгах часто переводится как «рачение»: «Усладил мя еси любовию, Христе, и изменил мя еси Божественным Твоим рачением…» в Последовании ко Причащению). Любой человек, мало-мальски серьезно читавший Новый Завет, может отметить, что в нем отношения Бога с человечеством (Церковью) уподобляются отношениям мужа и жены: Христос так же печется о Церкви, как заботливый супруг о жене, а Церковь отвечает ему соответствующей преданностью. Поэтому подлинная человеческая любовь всегда благословляется Богом и вызывает достойное уважение Церкви.

Но высокое чувство, соединяющее мужа и жену «в плоть едину», необходимо отличать от псевдо-любви. С точки зрения христианина, словосочетание «заниматься любовью» звучит на грани с кощунством. Здесь мы не имеем в виду отсутствующее в подлинной православной традиции гнушение плотью. Физическая близость супругов вполне естественна и оправдана как видимое выражение их всецелого единства, причем не просто единства интересов или жизненных задач, а единства более глубокого, единства во Христе. Такое соединение двух людей в одну плоть логично завершается телесной близостью, но никак не «занятием любовью». В последнем случае каждый «партнер» стремится удовлетворить свою похоть, достичь удовольствия для себя, а другого человека воспринимает (возможно, бессознательно) как источник для наслаждения.

В «день святого Валентина» влюбленные поздравляют друг друга. Нет ничего плохого в том, чтобы поздравить дорогого человека. Период (периоды) влюбленности - это, пожалуй, самое желанное время в жизни юношей и девушек. Но надо помнить, что влюбленность хороша тогда, когда не ограничивается собой, когда из этого буйного ростка вырастает древо настоящей (вечной) любви. А в подлинной любви эйфория уже отсутствует: ты видишь человека таким, каков он есть, без прикрас, и понимаешь, что он драгоценен для тебя не потому, что он «самый-самый», а просто потому, что это - он.

Поэтому всем, кто будет поздравлять 14 февраля своих любимых, можно пожелать одного: чтобы их чувство стало настоящим, чтобы нежность и добро, которые они сейчас дарят своим половинкам, никогда не иссякли, а любимый человек действительно оказался спутником на всю жизнь.

А что же делать православным? Для них, как и для всех прочих, совершенно позволительно поздравить любимых в этот день, не забывая, что это не праздник в том смысле, как мы применяем это слово к церковным торжествам. В любой день нужно делать добро. Но если вам необходим лишний повод, чтобы оказать знак внимания жене, невесте или пока еще просто любимой - сделайте это. Подарите ей цветы, скажите о том, как она дорога вам, и помолитесь, чтобы чувство, которое сейчас так переполняет ваши сердца, было благословлено Богом и вы вместе вошли в нетленную радость Царства Божия.

По материалам сайта:
taday.ru


Назад к списку