Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Карелин Ф. Ватопед: мифы и истина. Часть 1.

 

 

Федор Карелин

Ватопед: мифы и истина

Часть 1

 

Так называемое дело Ватопеда получило всенародную огласку в СМИ в 2008 году. Тогда это стало настоящим потрясением для Греции, волна возмущения захлестнула все греческие города, практически невозможно было найти голоса, который бы не проклинал, со свойственным южным людям темпераментом, игумена Ефрема, братию монастыря Ватопед и их «лукавый бизнес». В Уранополисе (город в окрестностях полуострова Афон) состоялась демонстрация протеста против «циничных бизнесменов в рясах», завершившаяся рок-концертом. Репортажи о возмутительных «отмываниях денег», «оффшорных компаниях и финансовых махинациях» святогорских монахов транслировались по всем каналам телевидения, помещались на первые полосы всех газет.

Перед «фактами» разразившегося скандала померкла даже популярность Усамы бен Ладена – дело Ватопеда не оставило равнодушным никого из жителей Греции. Немало подробностей о тех днях могут рассказать русскоязычные студенты греческих ВУЗов. По улицам было небезопасно ходить в подряснике – завидев человека в церковной одежде, молодежь начинала кричать «Ефрем, Ефрем, отдай нам наши деньги» и могла даже кинуть чем-нибудь.

Для ватопедской братии это было временем самых тяжелых испытаний. Количество паломников, приезжающих в обитель, уменьшилось. Создавалось впечатление, что от монастыря отвернулся весь мир, все возненавидели его. Лишь некоторые люди, знавшие не первый год и отца Ефрема и его духовного отца монаха Иосифа, приезжали в монастырь, отложив свои личные планы, чтобы поддержать монахов, которым по-человечески было очень нелегко.

 

Одним из первых разобраться в деле самостоятельно решил архимандрит Нектарий Мулациотис (интервью с отцом архимандритом было переведено на русский язык и опубликовано на сайте Патриархия.ру 12 января 2009 года).

 

Отец Нектарий попросил игумена Ефрема лично разъяснить обстоятельства дела и получил подробный, подкрепленный документами ответ: «Я спросил отца Ефрема, что стало с теми пресловутыми чемоданами с 10 миллионами евро. Тогда он показал мне деньги, сказав: Смотри, вот они… Вот все отчетные документы». В тот день отец Нектарий получил ответ и на многие другие скандальные вопросы по делу. Впоследствии он стал одним из активных защитников игумена, а 28 декабря 2011 года вместе с десятками других верующих он приветствовал архимандрита Ефрема у стен тюрьмы Коридаллос возгласом «Аксиос», т.е. «Достоин».

 

Новое — это еще не забытое старое

В России сценарий, по которому развиваются события относительно дела Ватопеда, во многом повторяет греческий сценарий трехлетней давности.

 

Судебная документация по делу Ватопеда составляет более 30 тысяч страниц. На греческом, естественно, языке. Трудно в краткий срок предоставить русскому читателю компетентные, документально аргументированные объяснения по каждому обвинению. Да и нужно ли вообще это делать?

 

Для профессионального разбора во всех хитросплетениях дела такого масштаба (32 обвиняемых высокопоставленных лица) существует суд и независимые экспертные комиссии.

 

Обратим внимание на принципиально важное: за три с половиной года разбирательств ни одно из предъявленных обвинений, в том числе и все те, о которых пишут СМИ, не было доказано в суде.

 

И все же разберем некоторые распространенные претензии и суждения по ватопедскому делу.

 

Как братство Иосифа Спилеота оказалось в Ватопеде

 

Принять попечение о Ватопеде братству старца Иосифа Спилеота (т.е. Пещерника, ныне известного как Ватопедского) поручили Вселенская Патриархия и Священный Кинот Святой Горы Афон. До этого несколько других братств старались «сами» переселиться в Ватопед, но не смогли. Исходя из своего образа жизни, старец Иосиф нелегко согласился на просьбы Вселенской Патриархии и Священного Кинота взять на себя попечение о Ватопедской обители.

 

Дополнительной причиной его колебаний являлось то, что Ватопед был в сильном упадке, и духовном и материальном, а дело реабилитации требовало много сил и времени в ущерб безмолвной жизни братства. Старец Иосиф был известен своей строгой жизнью, аскезой, которым он был научен своим духовным учителем, старцем Иосифом Исихастом.

 

До сих пор некоторые святогорцы упрекают его в необщительности, так как он избегал многих выходов в общество, паломничеств, хождений на престольные праздники и т.п.

 

Немного опередим события: о. Ефрем был одним из его первых и любимых учеников, который почти неразлучно жил с ним целых тридцать лет и как никто иной впитал в себя дух своего старца, независимо от того, что им пришлось подвизаться на разных поприщах: одному как духовнику маленькой монашеской общины, другому как настоятелю самого большого греческого монастыря, прославленного в истории выдающимися исихастами и миссионерской деятельностью.

 

Иеромонах Ефрем — ученик старца Иосифа, был единогласно избран игуменом монастыря.

 

На Святой Горе игуменов в монастырях не назначают, а избирают. Процедура – тайное голосование. Срок избрания – пожизненный. Основным критерием при выборе является духовное преуспевание кандидата и его способность духовно окормлять других. Административные дарования имеют второстепенное значение. По сути – выбирают отца на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому святогорские игумены как правило пользуются искренней любовью и единодушным уважением среди монахов. Исходя из этого тот факт, что братство выбрало именно иеромонаха Ефрема своим игуменом, хотя были между ними братья и постарше по монашескому чину (например нынешний митрополит Лимасольский Афанасий), красноречиво свидетельствует о высоких нравственных и монашеских качествах избранника.

 

Вся жизнь Василия Куцу это семинария, университет, церковь – биография безупречная. То, что не пишется в судебной документации: о. Ефрем имел очень близкие отношения с такими духовными личностями как архимандрит Епифаний Феодоропулос (его духовный отец в миру), старец Паисий Святогорец, старец Ефрем Катунакский, архимандрит Софроний Сахаров, архимандрит Харалампий Дионисиат, архимандрит Эмилиан Симонопетритский и др., которые лучшими словами отзывались об о. Ефреме. Некоторые из них имели дар прозорливости и не обманулись бы притворной духовностью молодого монаха.

 

Когда игумен Ефрем становится духовником монастыря?

 

Отец Ефрем, как каждый игумен-святогорец, сразу получил титул архимандрита и стал сразу, а не через 19 лет, как пишут сегодня в России, духовным отцом братии вместе со старцем Иосифом (если быть более точным, еще в Новом Скиту исповедовал братьев). На Афоне главной обязанностью игумена считается духовное отцовство. Если он не может в первую очередь окормлять братию духовно, обязан подать в отставку. Кстати, как раз в период его духовного отцовства братия возросла от 20 до 110 монахов. Сегодняшнее ватопедское братство – это представители 10 национальностей со всего мира, носители разных культур и менталитетов, большинство из них имеют высшее образование. Эти люди ближе всех знают своего старца и единодушно поддерживают его.

 

Теперь немного о существующих в СМИ и блогосфере мифах

Архимандрит Ефрем рассказывал, что обители каждый месяц только на текущие расходы требуется сумма около 2 миллионов евро…

 

О. Ефрем таких заявлений не делал, и бухгалтеры монастыря этой цифры не подтверждают.

 

Если это было сказано в частной беседе, надо знать контекст и время беседы, чтобы делать обобщенные выводы.

 

В целом, при указании цифры ежемесячных монастырских расходов всегда следует иметь ввиду, что расходные статьи обители включают:

около 700 порций пищи ежедневно; обслуживание 100-150 паломников ежедневно (бытовая химия, предметы гигиены);

сельское хозяйство (от зерновых до виноградников);

топливо для энерговырабатывающих генераторов;

забота о священных реликвиях и музейных сокровищах вселенского значения (поддержание температурного режима, обслуживание дорогостоящего оборудования);

ремонт и реставрация зданий и памятников архитектуры; поддержание хорошего состояния всех прилегающих к монастырю дорог и многое другое.

Кроме того, следуя христианскому долгу и исторической традиции, обитель занимается благотворительностью. На средства монастыря:

был произведен ремонт и улучшены условия существования заключенных в тюрьмах Комотини;

выплачиваются выкупы для освобождения отбывающих срок за долги;

финансируется Афониадская школа.

Обитель рассылает деньги бедным семьям в ответ на их письма с просьбами, количество которых нигде не учитывается (интересно, вел ли учет своей милостыне св. праведный Иоанн Кронштадский?).

 

Архимандрит Ефрем просил испанское правительство о помощи Ватопеду и убедил их помочь….

 

Испанская делегация при посещении Афона, в одном монастыре (не Ватопеде) узнала о том, что у каталонцев не лучшая слава на Святой Горе. Решили исправить положение. Поручили одному греку архитектору выбрать монастырь для благотворительной акции. Этот последний, неизвестный обители человек, остановил свой выбор на Ватопеде по двум причинам:

 

1)      в архивах монастыря хранится большое собрание реликвий династии Палеологов, представители которой нанимали каталонцев для сражений с турками,

 

2)      уже проведенные в Ватопеде восстановительные работы гарантировали качественное исполнение их желания.

 

Действительно, музей, обустроенный на втором этаже здания маслохранилища, считается одним из лучших в Европе в своем роде. Не о. Ефрем ездил в Испанию, а испанцы ездили к нему.

 

Отец Ефрем активно путешествовал по разным странам мира… Этому сильно помогали и всевозможные монастырские святыни и реликвии, с которыми о. Ефрем путешествовал по тем же православным странам…

 

Игумен Ватопеда никогда монастырских святынь вне пределов Греции, кроме Кипра, не выносил.

 

В этом легко можно убедиться, познакомившись с журналом деяний Священного Кинота Святой Горы, без разрешения которого выносить святыни за пределы Афона строго запрещено.

 

По православным странам о. Ефрем путешествовал всегда по приглашению, ради духовных бесед и общения. Лучшее доказательство этому – его последний визит в Белоруссию, где за семь дней было проведено несколько десятков встреч, до 30 часов бесед.

 

Все эти беседы, с разной аудиторией, от игуменов монастырей до преподавателей ВУЗов, которые он всегда произносил наизусть – экспромтом (никогда не готовя свою речь заранее), оставляли в слушателях чувство полноты и свидетельствовали о большом личном духовном опыте святогорского игумена. Духовный же опыт дается после многих лет систематического и стабильного духовного подвига.[P1]

 

Первым случаем выноса святыни вне пределов страны, было принесение Святого Пояса Богородицы в Россию. Однако и оно было осуществлено не благодаря желанию «предприимчивого» игумена, а после просьбы со стороны Московской Патриархии, благословения Вселенской Патриархии и разрешения, принятого голосованием на Двойном соборе представителей 20 монастырей Святой Горы

Озеро и подворье на нем были пожертвованы монастырю в средине XIV века …

Первое свидетельство о владении монастыря озером датируется 1080 годом. Им является хрисовул императора Никифора III Вотаниати.

 

Предоставлены были не только средневековые документы. Приводим наименования грамот только двух, XVIII и XIX веков: такририй вселенского патриарха Неофита VII (1791 г.), синодальные послания патриарха Григория V Ксанфийскому митрополиту Серафиму и Священной Обители (17 августа 1808 года, в первом из них, между прочим, говорится: «со времен незапамятных местонахождение озера Пуру (или Буру то же самое Вистонис – прим. пер.) и Перифеория пожертвованы священному Ватопедскому монастырю…»), сигель патриарха Констанция (1835 г.), сигель патриарха Григория VI (1839 г.).

 

Архимандрит Ефрем решил обратиться к наследству средневековых жертвователей – к архиву рукописей и грамот монастыря, чтобы подтвердить права монастыря на озеро. Эти права были засвидетельствованы под присягой двумя свидетелями…

 

Основным доказательством права владения Ватопеда озером является не «средневековый документ», не «два свидетеля», а Законодательный Указ 8 апреля 1924 г., согласно которому государство отказывается от всякой претензии на озеро, в ответ на то, что монастырь уступает государству 3800 га земли в Халкидиках для расселения беженцев из Восточной Фракии и Малой Азии. Необходимо отметить, что до этого, в 1922-23 гг. лучшие законоведы страны К. Полигенус, Г. Стрэйт, К. Ралли, Д. Папулья, К.Д. Рактиван, Д. Динга и Н.Н. Сариполу[4] двумя экспертными заключениями подтвердили права Обители на владение Вистонидским озером. Эти люди были самыми выдающимися представителями правоведения в Греции тех времен. Позже земельными службами номов[5] Ксанфи и Родопы этим территориям были выданы соответствующие титулы[6], которые побудили Консультативный совет народных имуществ и обмениваемой собственности абсолютно законно и единогласно признать права владения за монастырем. Это признание зафиксировано в четырех заключениях принятых в разные времена, разными составами участников и при разных правительствах в период с 1998 по 2004 гг. Всех этих людей, учёных разных отраслей обводил вокруг пальца один игумен?

 

Касательно же «средневековых жертвователей, рукописей, грамот», которые не являются единственными доказательствами имущественных прав, а только основой для позднейших документов, напомним, что и они юридической силы не лишены– это подтвердил и Европейский суд по правам человека в деле Священных Обителей против Греции (NoB 1996.287). Впрочем, привилегии и права на собственность всей Святой Горы, и не только Святой Горы, но и древнейших православных патриархий - Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской, Синайской –- основаны на средневековых документах, хрисовулах, фирманах и т.п.

 

Оказалось, что независимые свидетели были весьма зависимыми: сын монаха из Ватопеда — торговец церковной утварью и член рыболовецкого кооператива, получившего от монастыря эксклюзивное право на вылов озерной рыбы…

 

Всего свидетелей было не два, а семь в период с 1995 по 2003 год. На одном этапе разбирательств, о котором идет речь в цитате, свидетельствовали четверо. Двух свидетелей не было ни на одном из этапов.

 

В этой формальной процедуре, которая является обязательной, но имеет второстепенное значение, свидетелей выдвигает вторая сторона (первой всегда является Государство). Причем окончательный состав свидетелей определяет Государство и, следовательно, может отвергнуть все предложенные кандидатуры.

 

Свидетелями выбирают людей сведущих в деле. «Торговец церковной утварью, чей отец был монахом в Ватопеде» (кстати, не отец, а сын) не потому был избран в свидетели, что был родственником монаха, а потому что являлся уроженцем тех краев и непосредственно был знаком со всеми подробностями развития дела.

 

А «член рыболовецкого кооператива» – потому что являлся наследственным рыбаком в нескольких поколениях и его семья хранила все устные предания о юридическом положении озера. Эксклюзивного же права на вылов озерной рыбы не было ни у одного кооператива.

 

Впрочем, как бы то ни было, Государству было известно кем являлись свидетели, но несмотря на это, их кандидатуры отвергнуты не были.

 

У монастыря были прекрасные отношения как с министрами от Всегреческого социалистического движения (ПАСОК) Георгия Папандреу, так и с министрами от «Новой демократии» Константина Караманлиса…

 

Действительно, как писали и выше, права Ватопеда на владение озером заверяли при нескольких правительствах. Это как раз и свидетельствует об объективности решения темы озера в пользу Ватопеда. Монастырь имел и всегда старается иметь хорошие отношения с представителями всех политических партий – это факт.

 

Монастырь, и вообще Церковь, стоит выше политических разногласий. Церковь не различает своих чад по политическим партиям. Впрочем, хорошее расположение со стороны монастыря не являлось гарантом ответного хорошего расположения.

 

Не секрет, что лидер партии ПАСОК, враждебно настроенной по отношению к обители, Г. Папандреу пришел к власти благодаря «скандалу» Ватопеда.

 

Почти сразу после оглашения заявлений тех двух независимых свидетелей Центральный совет по государственным землям Греции признал права монастыря на спорное озеро и прибрежные территории, тем более это было поддержано двумя заместителями министра экономики Греции…

 

Заявления «двух свидетелей» не имели решающего значения. Акцент делался на титулы монастыря, законодательный указ 1924 г. и на ряд других, меньшего значения, документов. «Два свидетеля», повторяем, были второстепенным фактором.

 

Чуть позже заместители министра вдруг отозвали свои решения и монастырь и государство оказались в зале суда…

 

«Чуть позже» и «вдруг» – это целых десять лет. В 1998 г. заместители министра признали права монастыря. В 2003 г. приказали пересмотреть дело, а в 2004 г. опять оправдали монастырь. Отозвали же решения (не «свои» кстати, потому что это были уже другие заместители) в 2008 году, и что очень немаловажно, под сильным давлением СМИ. Если выразиться просто, из-за страха потерять репутацию. Принимали решение в мирное время, а отзывали в период смуты.

 

Не очень любят рассказывать пиарщики самого монастыря, что в суде монастырь предъявлял, в качестве доказательства прав своей собственности на озеро Вистонида… документы полученные Ватопедом в годы немецкой оккупации Греции… в суде документы марионеточного правительства оккупированной Греции Георгия Цолакоглу были с готовностью предъявлены…

 

Афонские монастыри несколько раз обращались к одному немецкому государственному деятелю с посланиями, в которых молили «Царя Царей, Господа Всевышнего от всей души и от всего сердца щедро наделить Ваше Превосходительство здоровьем и долголетием во благо славной германской нации». Эту страницу истории Афона сейчас на самом Афоне не любят вспоминать…

 

В суде монастырь «в качестве доказательства прав своей собственности на озеро Вистонида» предъявил все существующие документы, от хрисовулов и фирманов до документов последних лет, в том числе и времени правительства оккупированой Греции – в этом ни с юридической, ни духовной точки зрения ничего порочного нет.

 

Что же касается того, что «эту страницу истории … на самом Афоне не любят вспоминать», то последний раз святогорские монахи вспоминали об этом 24 апреля 2011 года (на Пасху). В этот день на большом американском телеканале CBS, в передаче «60 minutes»[7] был показан документальный фильм о Святой Горе, в одном из интервью которого упоминалось (причем достаточно подробно и иллюстрировано) и о письме Адольфу Гитлеру. Если действительно афониты «не очень любят рассказывать» об этом, то зачем тогда они разглашают это по всему миру с американской трибуны?

 

Ирония насчет языка письма тоже непонятна. Эпистолярная культура в Греции очень развита, особенно на Святой Горе. Язык писем, официальных документов отличается от языка обыденной жизни. Монаха афонского монастыря не отправят на послушание в канцелярию, если он не владеет в совершенстве языком кафаревусы[8].

 

Выражения «Ваше Превосходительство», молитвы о здравии и т.п. — достояние каждого официального письма, исключением не является и приведенное послание. Главным автором этого письма считается архимандрит Гавриил, игумен монастыря Дионисиат, один из известных духовных писателей и деятелей Афона двадцатого века, автор известной книги «Афонский Лавсаик». Святогорцы тогда обратились к Гитлеру с просьбой общего характера взять Афон под свою опеку. Непосредственной же причиной была опасность вторжения на Гору болгарской армии, которая уже расположилась в соседнем поселке Иериссос, что грозило ущербом и потерями Святой Горе. Гитлер, кстати, сразу откликнулся на просьбу. Афон был спасен, а благодаря этому письму святогорцы много раз избавлялись и от давления самих немецких войск. Обращались же к Гитлеру не несколько, а один единственный раз, посланием от 13/26 апреля 1941 года, которое торжественно приняли шесть немецких офицеров и передали по назначению в Берлин.

 

Но не менее любопытным в приведенной цитате фактом, является недвусмысленный акцент на выборе автором темы фашистских оккупантов. Что турецкие султаны и паши, фирманы которых и письма к которым также были представлены в суде, не были оккупантами, правда не в России, а в Греции? Почему внимание читателя концентрируется на фашистской оккупации, при умалчивании турецкой? Предпринятая автором манера подачи материала, заставляет всерьез полагать, что здесь применен «пиаровский» ход с целью обратить ненависть русских людей к фашизму на святогорское монашество. Как бы то ни было, «лицемерной лояльности» Святой Горы по отношению к фашистам, одно послание к Адольфу Гитлеру совершенно не доказывает.

 

Продолжение об «оффшорах» и прочих «махинациях», даст Бог, следует…

 

А пока духовный отец 120 монахов, святогорский монах аскет, больной человек с сахарным диабетом при уровне гемоглобина 8,7 находится за решеткой, оторванный от осиротевшей ватопедской братии…

 


Назад к списку