Храм Илии пророка - <
Выделенная опечатка:
Сообщить Отмена
Закрыть
Наверх

Чтец Сергий Забавнов. Проповедь в субботу первой седмицы Великого поста

«Сделать правильный выбор»

Размышление о чуде вмч. Феодора Тирона

   Во имя Отца и Сына и Святого Духа

Близится к концу первая седмица Великого Поста. В жизни каждого православного христианина это один из самых благодатных и одновременно трудных моментов. Почти целый год мы живем разными суетными заботами, несмотря на постоянные призывы Церкви «всякое житейское отложить попечение». Все, что связано с Богом мы постоянно откладываем на потом.

 И вот наступает это самое «потом», великопостное время, дальше которого откладывать нельзя.

Из года в год мы возвращаемся на круги своя, чтобы напитаться духовной пищей. Казалось бы, ничего нового мы не встретим в событиях, вспоминаемых Церковью. Возможно, нам покажется, что ничего нового нет и в  еженедельных и ежедневных гимнографических текстах великопостного периода.

Однако, совершив путешествие по седмицам и неделям Великого поста, мы все же открываем что-то еще новое для своей духовной жизни.


 

Что мы можем открыть из службы сегодняшнего дня?

В Синксаре субботы мы читаем, что в Константинополе император Юлиан замыслил обманом осквернить христиан и приказал окропить всю пищу на рынке идоложертвенной кровью. Тогда к архиепископу города, Евдоксию послал Господь святого. Он предупредил архиерея о замысле градоначальника и рассказал, что кушать они могут кашу из зерен пшеницы, взятой из неоскверненных зернохранилищ. Расспросив его и узнав, что пред ним посланник Божий, великомученик Феодор Тирон, архиепископ сразу же последовал его совету и уберег христиан от осквернения.

Юлиан решил действовать хитростью. Он отлично знал историю империи и, к тому же, был воспитан среди христиан, а потому прекрасно знал о подвигах мучеников и о том, что мученичество только привлекает в христианство больше людей.

Император был прекрасно осведомлен обо всех тонкостях христианского вероучения и знал, что время Великого Поста наилучшим образом подходит для провокаций против христиан. Он также понимал, что, следуя заповедям апостолов христиане «воздерживались от оскверненного идолами, от блуда, удавленины и крови» (Деян. 15,20). Поэтому тайное окропление пищи на всех рынках столицы империи кровью животных, принесенных в жертву языческим богам, именно в первую седмицу Великого Поста было точным и выверенным ударом.

Мы не можем знать всей полноты неудавшегося замысла, но можно предположить, что после того как все христиане вкусят нечистой пищи, Юлиан планировал публично огласить, что христиане осквернили себя в самые святые для них дни. Эта скандальная новость не только нанесла бы тяжелый удар по репутации христиан, но и наверняка вызвала бы всевозможные смятения от нестроений в Церкви до общественных беспорядков. А это в свою очередь открывало для императора простор для дальнейших манипуляций вплоть до репрессий.

«Но всевидящее Божие око,  о рабех своих присно промышляющее, гнусная коварства разруши»: Господь, устами великомученика Феодора Тирона, предлагает сохранить себя от нечистоты. И в этом состоит первое чудо сегодняшнего дня.


 

Другое чудо – это чудо веры, веры людей. Необходимо обратить внимание на то, что исход этой ситауции был определен не сверхъестественным вмешательством, а свободной волей народа Божьего. Важной фигурой в этой истории предстает архиепископ Константинопольский Евдоксий. Явление ему Феодора Тирона было во сне. Проснулся епископ на следующее утро и задумался. Перед ним было три пути.

Во-первых, он мог не обратить внимания на этот сон, либо счесть его бесовским наваждением, и потому не предпринять ничего.

Во-вторых, епископ мог поверить Божественному посланнику, но испугавшись императорского гнева, мог отступить.

Но Евдоксий выбрал третий путь и смиренно выполнил послушание.

Но даже после верного выбора архиепископа ситуация легко могла не разрешиться положительным образом. Проведем мысленный эксперимент и представим на минутку, что все это происходит в наши дни. В начале Поста Патриарх обращается к нам по телевизору и говорит о том, что ему приснился якобы вещий сон, и в силу этого он просит нас некоторое время, а может быть и до конца Поста ограничить свое меню одним единственным блюдом – кашей из пшеницы. Трудно точно предсказать, как отреагировало бы на такое предложение современное христианское общество, но сразу поверивших и безоговорочно и смиренно принявших это послушание были бы единицы. Но ведь именно такая реакция была необходима, чтобы разрушить козни императора и не посрамить свою веру Христову!

Не последнюю роль сыграл здесь и выбор Божественного посланника. Казалось бы, закономернее увидеть в этой роли ангела или хорошо известного Евдоксию святого, например, апостола. Но Господь посылает именно великомученика Феодора. Почему? Ответ на этот вопрос мы узнаём из жития. Святой Феодор сам некогда стоял перед выбором. И выбор его известен: он пожертвовал жизнью ради того, чтобы не съесть даже крошки идоложертвенной пищи.


 

И император Юлиан, и архиепископ Евдоксий, и безымянные константинопольские христиане и сам мученик Феодор - каждому из них пришлось столкнуться с выбором, который определил не только их личную судьбу и возможность личного Спасения. От их выбора зависели судьбы и возможность Спасения других людей. Как и Феодор, архиепископ Евдоксий и его паства смогли в нужный момент разглядеть фигуру Христа и встать рядом с Ним.

Христианину всегда предстоит делать выбор. Этот выбор может встать ежедневно, и даже ежеминутно перед нами: по какому пути нам идти. Быть с Богом или же пойти вспять? Может быть и так, что от нашего выбора будет зависеть и судьба людей окружающих нас.

И выбор сделать совершенно нетрудно: Что за выбор между Светом Христовым и тьмой? Трудность в том, чтобы очи нашего сердца были достаточно чистыми и незахламленными сучковатыми бревнами, чтобы в нужный момент распознать Спасителя на фоне миллиона несущественных вещей и событий. Именно ради этого, раз в году мы и пытаемся проводить генеральную уборку нашей души Великим Постом.

Аминь.

 

Литература:

Священное Писание

Синаксари Постной и Цветной Триоди в русском переводе

Постная Триодь

Дмитрий Ростовский. Жития святых.

Учение святителя Василия Великого о духовном совершенствовании


Назад к списку