Чтец Сергий Забавнов. «Быть в контакте с Богом»
Чтец Сергий Забавнов
«Быть в контакте с Богом»
В современном информационном обществе, построенном на возможностях сети Интернет, все большую и большую популярность приобретают так называемые социальные сети. Все больший и больший интерес у современного человека вызывает уже не поиск информации, а виртуальное общение с людьми, в осуществлении которого и помогают социальные сети. Виртуальный мир – это отдельный мир, в котором, в отличие от нашего действуют свои правила и свои законы. Увы, но этот мир не всегда руководствуется принципами христианской морали.
4 февраля состоялась встреча Патриарха Кирилла с председателем Синодального информационного отдела В.Р. Легойдой и членом Попечительского совета Лиги безопасного Интернета К.В. Малофеевым. Там как раз и выразил Святейший свою обеспокоенность по поводу атмосферы, царящей в интернете: «Тема медийного пространства, его наполнения, его влияния на душу человека - это то, над чем я сейчас больше всего думаю, и то, о чем я молюсь, потому что именно здесь диавол с Богом борется», — сказал Святейший Владыка, отметив, что каждый, кто связан с данной сферой, должен «ясно определить для себя, где он — с этой или с той стороны».
Несомненно, в среду интернета необходимо нести свет истины. Но мы скажем более конкретно: свет истины нужно нести, прежде всего, на страницах социальных сетей. Это бескрайнее пространство и «нежатое поле» деятельности для миссионеров. Ни один из видов сайтов не мог ранее соперничать по количеству пользователей с сайтами-поисковиками. Социальные сети – смогли. За три-два года их аудитория достигла десятков миллионов пользователей во всем мире.
По данным аналитической компании Strategy Analytics в ближайшие пять лет различными социальными сайтами будет пользоваться около 1 млрд. человек, по данным Symantec - примерно 50% подростков по всему миру (в США до 76%) в возрасте от 13 до 17 лет проводят свое время в общественных сетях. По результатам исследования «Never Ending Friending», новое поколение, привлеченное возможностью декларировать свои интересы и разделять их с окружающими, строить отношения с другими людьми, явно предпочитает социальные сети телевизору. В России наиболее популярны следующие социальные порталы: Vkontakte, Odnoklassniki, Fasebook, Livejournal , Liveinternet. Впрочем, западные сервисы стремительно обзаводятся поддержкой русского языка и вступают в жесткую конкуренцию за пользователей.
Социальные ресурсы позволяют бесплатно создать любому человеку с начальными навыками владения Интернетом свою персональную страничку (и не одну) с широкими возможностями для самовыражения и коммуникации. Однако, эти страницы могут стать опасным и ложным путем для пользователей. И, вообще интернет при неправильном его пользовании становится местом, где происходит духовное и нравственное разоружение людей, где осуществляется массовая деградация личности, общества и общественных отношений. Интернет воплощает в себе дурно понятую свободу, свободу как произвол. Плодами произвола легко может воспользоваться молодое поколение, которое практически все находится в «он-лайне». Молодые люди не просто кратковременно пользуются какими-то единичными возможностями: поиском, почтой – они реально живут часами в этой виртуальности: знакомятся, общаются, дружат, враждуют, работают. Вместо живого общения человек предпочитает безграничную переписку, которая, по сути, есть пустословие.
Общение Vkontakte, Odnoklassnikах, Fasebookе и др. - не грех до тех пор, пока это общение не перерастает в зависимость. И грех здесь не в самом общении. Разве можно, например, назвать переписку врача с больным злом? Конечно, если деятельность индивидуума наносит ущерб другим людям, травмирует их, приносит боль, то это есть явное нарушение заповеди о любви к ближнему: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Матф. 22, 39). Очевидно, также, что примерять на себя роль женщины, будучи мужчиной или наоборот недопустимо и неприлично для христианина: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Втор. 22, 5). Это касается того, кто создает альтернативное «Я» другой внешности, возраста, профессиональной принадлежности и управления впечатлением о себе благодаря невидимости, анонимности пользователя в сети. «Просиживание» в интернете свидетельствует о том, что человек вместо работы над своим «духовным садом», отдает предпочтение суетному, сиюминутному развлечению. А где не идет работа над собой, там царит грех.
Но есть и плюсы. К плюсам социальных сетей относят, как правило, категоризацию человека по различным сообществам в соответствии с его идентичностью. Расширение кругозора, обогащение знаниями, оперативный доступ к интересующим новостям и приятное времяпрепровождение (не «просиживание»!) с действительно интересными пользователю людьми. Участники виртуальных коммуникаций легко получают ценный опыт общения, а для людей с физическими недостатками и дефицитом общения возможности, представляемые социальными сетями, едва ли не единственный способ иметь круг общения и действовать на равных в обществе.
Плюсом социальных сетей также можно назвать возможность мгновенного тиражирования и цитирования событий на обширную аудиторию. Известны массовые случаи, когда просьба о помощи больному ребенку или инвалиду моментально подхватывалась целыми сообществами, и нуждающийся оперативно получал все необходимое. Милосердие и взаимовыручка в данном случае имеет серьезную поддержку в социальных сетях на программном уровне.
Церковь также активно использует социальные сети и, прежде всего, делает это в миссионерских целях. В частности, в «Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви», принятой 27 марта 2007 г. Священным Синодом говорится: «Миссия, как апостольство, всегда составляла главнейшую из обязанностей церковных людей». Всегда – это, значит, в каждое из времен Церковь должна находить средства для осуществления своей миссии, находить способы и язык, чтобы быть услышанной.
Апостол Павел пишет: «Ибо если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую!» (1Кор 9, 16). В наше время современные электронные средства коммуникации позволили общаться людям на расстоянии. Задача Православной Церкви в XXI веке, продолжить свидетельство о Христе, и хорошим подспорьем в этом благом деле является Интернет. Интернет открыл, по сути, безграничные возможности в деле распространения знаний и информации.
Нынешнее время – это время информационного общества. Поэтому современные интернет-миссионеры понимают, что это информационное поле нельзя оставлять без присмотра.
О важности сайтов соцсетей для миссионерской деятельности свидетельствует опыт многих священнослужителей. Священник, участвующий в соцсети, для некоторых лиц может оказаться единственной возможностью удовлетворить духовную жажду. Поскольку он вот-здесь-и-сейчас доступен, а не где-то, за церковной оградой.
Кстати, в социальных сетях очень много представителей псевдоправославных сект, различных целителей и шарлатанов, которые позиционируют себя как священники или даже старцы. Это говорит о высоком доверии участников социальных сетей к Православной Церкви и священнослужителям. Обычному человеку очень непросто разобраться, где настоящий священник, а где мошенник. Поэтому в этом вопросе тоже необходимо участие священнослужителей.
В Церковь человека приводит Бог, а не интернет. Очень сложно найти критерий, исходя из которого можно сказать: вот это помогает прийти в Церковь, а это — нет. Одни сеют, а другие убирают урожай. Любое наше доброе слово и действие принесет свой плод. Важно, чтобы мы трудились и помнили о том, что мы служим Богу, а не каким-то конкретным «эффективным» программам. Любая подобная программа спотыкается на человеческом факторе. Если в какую-то структуру можно привести через определенные технологии, то в Церковь возможно привести только через любовь. Когда другой человек видит эту любовь и понимает, что за ней стоит не прагматический интерес, а он интересен и важен тебе потому, что ты — христианин, то это дорогого стоит. Осознание искреннего личного участия православного друга может помочь человеку сделать выбор и прийти ко Христу.
Заходя очередной раз на страницы социальных сетей, христианин должен помнить, что у него есть Тот, Кто всегда «он-лайн». Он ждет своего друга и никогда не удалит его из Своих друзей, ведь Он есть Любовь. И это очень важно - быть в контакте с Ним.
Чтец Сергий Забавнов
Назад к списку